English version below
Так написала про лица на портретах Томаса Гейнсборо дорогая Вера, имя которой определяет её отношение к жизни и к людям («постоянное недоверие — слишком большая цена за возможность быть обманутым»).
Я задумалась: а что такое актуальные лица?
Никогда не рассматривала портреты людей с точки зрения именно их актуальности. Да и сами лица с этой позиции не рассматривала.
О портретах всегда думала, в первую очередь, как об отражении в них особенностей эпохи, о чем справедливо заметила Ирина, нашедшая направление своего пути в йоге («йога – это моё блаженство…»).
Что же такое актуальность, вообще?
Важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность (https://ru.m.wiktionary.org/wiki/актуальность).
Да, действительно. С течением времени меняются представления о человеческой красоте, о том, как человеку предпочтительно вести себя в обществе, какие позы и движения допустимы, какие прически и наряды в тренде, какие черты характера и особенностей личности в данный момент наиболее популярны и востребованы. Всё так.
Но в моем понимании, это лишь внешняя оболочка, не очень сильно затрагивающая человеческую природу и её настоящие проявления. А людская сущность, на самом деле, выпирает из-под всех одежек, причесок, украшений…
Интересная картина: герцогиня ожила - шляпа, платье из муслина, роза, ленты. кружева!... Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет, написал портрет искусно Гейнсборо - модель цветет! Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет! И романов было - слишком! - у нее в расцвете лет; Сплетничали об изменах: из известнейших людей отмечали непременно, что в любовниках был Грэй! А еще с большим азартом ежедневно обсуждал свет ее пристрастье к картам, герцогиню осуждал... Не творим себе кумира - он глядит на нас сейчас - герцогиня Девоншира с тайным блеском карих глаз... Иван Есаулков
Например, напор и настойчивость в своих самых агрессивных и неприкрытых формах, порой так востребованных в наше время, нельзя всегда считать предпочтительнее гораздо более замаскированных черт характера, таких как воля и целеустремлённость, дающих больше преимуществ, по мнению наших предков, да и, на самом деле, являющихся неизмеримо более выигрышными на длинной дистанции.
Так же, как и суперактуальное на сегодня правило – открыто и честно, не скрывая и не умалчивая, заявлять о своих потребностях и желаниях окружающим – правило, которое должно очень жестко балансироваться в человеке чувством меры и сдержанностью. Иначе, при неограниченном использовании – не видя краёв, это правило начинает работать в прямо противоположном направлении, трансформируясь в сверхэгоизм и отсутствие эмпатии, чего, видимо, и опасались люди прошлых веков.
Существует великое множество примеров аналогичного, пограничного, соотношения в человеке разнообразных граней его личности, когда достоинства являются продолжением отрицательных черт характера и наоборот.
За истекшие века маятник представлений об идеальном человеке неоднократно то сильнее сдвигался в сторону одного набора граней характера человека, а то, через небольшое время, неожиданно качался в прямо противоположную сторону …
Именно эти углы и шероховатости человеческой природы, нечаянно высовывающиеся под давлением ли текущей моды или как самостоятельные проявления личности, будучи подсмотрены и талантливо отражены художником, оператором, писателем, фотографом в своем произведении, и бывают особенно интересны в творчестве мастера. Цепляют взгляд, эмоции, душу…
А причёска, макияж, костюм и иные внешние атрибуты, также довольно ярко характеризующие образ человека, добавляют ему ценности, скорее всё же с точки зрения, законов моды и узнавания по ним современника, чем в области глубинного познания людской сущности.
Фотохудожник Екатерина Рождественская попыталась в своих проектах «Частная коллекция» и «Мужчина и женщина» выявить то, что нас объединяет с ранее живущими людьми, что у нас общего и что никак не удастся именно сейчас почувствовать нашим современникам в человеке прошлого. А также Рождественская дает нам возможность осознать, что не существует такой уж принципиальной разницы между мужскими и женскими лицами.
Вас не поражает невероятная схожесть лиц?
Прочитала недавно одно любопытное доказательство красоты каждого человека, почти что методом математической индукции: «Если Создатель (Мать-природа, Господь Всемогущий, Вселенский разум, Абсолют, …– нужное подчеркнуть) потрудился над совершенством и красотой такой крошечной малости как снежинка, неужели целый человек может быть сделан абы как?! … Красота целого мира в уникальности и разнообразии совершенств».
Если признать, что мы такие уникальные и совершенные, то – как согласиться с неактуальностью каждого конкретного лица.
Оно неповторимо и этим необычайно ценно.
А уж сумел ли мастер отобразить в своем произведении эту уникальность и неповторимость или не смог, получилось ли у зрителя это увидеть или нет – это следующий вопрос.
Среди прочего, про понятие «актуальность» наткнулась на цитату из философа и богослова С.Н. Булгакова: «Актуальность Бога в мире, делающая реальным время и установляющая времена и сроки мировых свершений, полагает основу истории».
И сломала голову при попытке это понять…
До актуальности ли лиц после этого? 😊 …
English version
So wrote about the faces in the portraits of Thomas Gainsborough dear Vera, the name of which determines her attitude to life and to people («constant distrust is too high a price for the opportunity to be deceived»).
I thought: what are actual faces?
I have never considered portraits of people in terms of their relevance. And the people themselves from this position did not consider.
I always thought about portraits, first of all, as a reflection of the features of the era in them, which Irina rightly noted, who found the direction of her path in yoga («yoga is my bliss …»).
What is relevance in general?
The importance, significance of something for the present moment, modernity, topicality (https://ru.m.wiktionary.org/wiki/relevance).
Yes indeed. Over time, ideas about human beauty, about how it is preferable for a person to behave in society, what poses and movements are permissible, what hairstyles and outfits are in trend, what personality traits and personality traits are currently most popular and in demand, change. It’s like that.
But in my understanding, this is only the outer shell, not very much affecting human nature and its real manifestations. And the human essence, in fact, sticks out from under all the clothes, hairstyles, jewelry …
For example, pressure and perseverance in its most aggressive and blatant forms, sometimes so in demand in our time, cannot always be considered preferable to much more disguised character traits, such as will and determination, which give more advantages, according to our ancestors, and indeed, business, which are immeasurably more advantageous over a long distance.
Just like the super-relevant rule for today — openly and honestly, not hiding and not silent, declaring your needs and desires to others — a rule that must be very tightly balanced in a person with a sense of proportion and restraint. Otherwise, with unlimited use — without seeing the edges, this rule starts working in the exact opposite direction, transforming into superegoism and lack of empathy, which, apparently, people of past centuries were afraid of.
There are a great many examples of a similar, borderline, correlation in a person of the various facets of his personality, when virtues are a continuation of negative character traits and vice versa.
Over the past century, the pendulum of ideas about the ideal person has repeatedly shifted more strongly towards one set of facets of a person’s character, or, after a short time, unexpectedly swung in the opposite direction …
It is these angles and roughnesses of human nature that inadvertently protrude under the pressure of the current fashion or as independent manifestations of personality, being spied and talentedly reflected by the artist, cameraman, writer, photographer in his work, and are especially interesting in the work of the master. They catch the eye, emotions, soul …
And the hairstyle, make-up, costume and other external attributes, which also quite vividly characterize the image of a person, add to him values, most likely from the point of view of the laws of fashion and recognition of a contemporary by him than in the field of deep knowledge of human nature.
Photographer Catherine Rozhdestvenskaya in her projects “Private Collection” and “Man and Woman” tried to identify what unites us with previously living people, what we have in common and what our contemporaries cannot feel right now in a man of the past. And also Christmas gives us the opportunity to realize that there is no such fundamental difference between male and female faces.
Aren’t you struck by the incredible similarity of faces?
Recently I read one curious proof of the beauty of each person, almost by the method of mathematical induction: “If the Creator (Mother Nature, the Lord Almighty, the Universal Mind, the Absolute, … — emphasize the necessary) worked on the perfection and beauty of such a tiny smallness as a snowflake, can a whole person be made anyhow ?! … The beauty of the whole world in the uniqueness and diversity of perfection. »
If we admit that we are so unique and perfect, then — how to agree with the irrelevance of each individual person?
It is unique and extremely valuable.
And whether the master managed to reflect this uniqueness and uniqueness in his work, or could not, whether the viewer managed to see it or not, is the next question.
Among other things, about the concept of «relevance» stumbled upon a quote from the philosopher and theologian S.N. Bulgakova: “The relevance of God in the world, making time real and setting the times and deadlines for world achievements, laid the foundation of history.”
And she broke her head when trying to understand this …
Are persons up to date? 😊 …
Мона Лиза — актуальное лицо? Валерий Комиссаров, есть такой телеведущий и режиссер, когда-то создал блестящий видеоклип (названия не помню). Он останавливал женщин, случайных прохожих, и просил их изобразить Мону Лизу. Старые, молодые, толстые, худые — всякие стали героями клипа. В своей одежде, без грима и прочих спец. эффектов — они просто улыбались. Как же преображались эти женщины! Они все мгновенно становились по-своему красивыми. Они становились неподражаемыми, подражая Моне Лизе. А еще в этом клипе была невероятно интересная музыка, которая была словно новой одеждой женщины, словно фоном нового лица. Всегда актуального лица! ( — хотя я таких определений прежде не использовала)
Интересный опыт с Моной Лизой. Можно поискать это видео в интернете.
Я согласна про «всегда актуальное лицо».
Кстати женщину всегда можно сделать необыкновенно красивой — именно такую как она есть, но совершенно преображенной. При этом меняют её внешне, но с изменением внешности меняется и выражение ее лица, взгляд, походка, осанка. Как будто на неё надевают другую внешнюю оболочку, показывая ей — насколько она на самом деле хороша. Много и таких телевизионных шоу.
Мы меняемся со временем. И внешнее сходство всего лишь сходство «Федот да не тот». Веками меняются наши лица, выражения глаз, голоса. Послушайте голоса из прошлого- это совершенно иные вибрации. Мы все время эволюционируем, хоть и медленно. Мы можем подражать, но наш взгляд из-под бровей будет иным. Мы знаем генетически больше, чем наши предки. В наших взглядах уже нечто иное.
Это всего лишь мои мысли, не подтверждённые заключениями ученых. Мне ведь для своего взгляда не нужен учёный вердикт. Я по-прежнему не претендую на истину😊
Так никто из нас не претендует на истину. Это дискутируемые точки зрения. Для этого и публикуются.
Я об этом и пишу — что вычленяется то, что может быть понято в предках и то, что уже не может быть прочувствовано. Но меня продолжает волновать такое сходство — оно удивляет, несмотря ни на что.
А тема же другая была с вашей подачи, Вера. Про неактуальность лиц. О применимости или неприменимости этого понятия к лицам. 😊
Можем ли мы узнать что-то для себя новое, разглядывая лица старых времен.
Во взглядах современников больше суеты и тревожности… во взглядах предков (не во всех, конечно) неторопливость и наивность… хитрость тоже, куда ж без неё)), Однако есть ещё кое что — считывается (мной))) наивная надежда и вера в будущее))) У наших современников этой наивности явно меньше))
В массе наивности, возможно, меньше, но она есть на отдельных лицах. Надежда на лучшее — она в человеке не убиваема.
В России еще у каждого просвечивает в той или иной степени надежда на авось — тоже не истребляемая.
Поэтому, если смотреть статистически, то — да, а если отдельные лица, они настолько разные, что не могут охватиться едиными правилами.
Правил вообще нет. Есть впечатления. «Рыбак рыбака видит издалека»😊 я тоже в наивных😂
Я думаю, что наивность — это очень трогательное качество. Оно напрямую связано с оптимизмом. Как близнецы-брат с сестрой. Поэтому слезы лишние — наоборот, радость.
Я того же мнения. Ценное качество. Утратить легко, вернуть невозможно)))
😊 поэтому хорошо бы не исчезало, несмотря на отщелкивающиеся поколения: то больше, то меньше, но не пропадало полностью.
Пока мы с вами живы, этому не бывать!!!😊
😊 я думаю, что я передала детям по наследству…
Думаете, наивность передаётся генетически?😊
Думаю. Но уверенности нет. Это же одна из черт личности. Мне кажется, что это не благоприобретенное, потому что жизненный опыт мало на этом сказывается.
Вот тема. Надо об этом поразмыслить. Вообще-то моя мать тоже наивная. Я даже когда-то подсмеивалась над этой ее чертой. А сама-то недалеко от неё ушла))))
Причем, с возрастом все наши черты усиливаются. Поэтому у стариков становятся такие наивные представления о жизни. И кстати лица и взгляды сильно меняются. 😉
Тоже тема. Про стариков. Вот, Ольга, нам ещё много о чем говорить и говорить😉
Это точно. Удивляешься сколько всего есть еще не обдуманного. Я вот увлеклась упомянутым мною С.Н Булгаковым (философом и богословом). Первый раз столкнулась с вменяемой религиозной позицией. Интересно.
А я от религии отдыхаю. Юнга почитываю😊
Тоже правильно. Юнг еще никому не мешал😊
И многим помогал😊
Вот-вот😊
я бы сказала: какие ЖИВЫЕ лица!! Настоящие, натуральные, эмоциональные и разные.
Очень хорошее слово подобрали — ЖИВЫЕ. Со всеми нюансами чувств и эмоций, которые на них отражаются.
И в этой живости очень привлекательные.
😊