Неисчезнувшая Москва. Ростокинский Акведук/ Unappeared Moscow. Rostokinsky Aqueduct

English version below

Название Ростокино возникло из-за того, что рядом находилась ростока — место, где русло Яузы делилось на два рукава. Село Ростокино стояло на Яузе и впадавшей в нее речке Горянке, где водная гладь будто разделялась надвое.

Безымянный

Первое упоминание о Ростокино относится к 1447 году, когда боярин Михаил Борисович Плещеев передает село Троице-Сергиевскому монастырю как вклад на поминовение родителей и жены. Ростокино принадлежало Лавре, однако затем перешло в собственность Удельного ведомства.

В 1555 году в Ростокино жители столицы встречали войска Ивана Грозного. В то время в Ростокино была даже своя Поклонная гора — одна из трех Поклонных гор на территории современной Москвы.

P1070434P1070435P1070437

Сегодня трудно предположить, что местность недалеко от Ростокино (сегодня это улицы Докукина и Сельскохозяйственная и место, где возведен жилой комплекс «Триколор») носила название «Татьянин лес» в память о разбойнице Татьяне Ростокинской.

Эти окрестности издавна славились грабежами, в них свирепствовала богатырь-девка Танька-разбойница со своей шайкой, а приютом для них были окрестные леса!

Rostokino_Aqueduct 1890-е
1890-е годы

Но разбойницы разбойницами, а главной достопримечательностью Ростокино всегда был и поныне остается Акведук, построенный в 1779–1785 гг. для обеспечения Москвы водой из Мытищ. Екатерина II дала указание об изыскании достаточно богатых источников для питья воды. В указе говорилось: «Москва доброй воды для употребления не имеет, москворецкая вода мутна и нечиста». В один из приездов в Москву Екатерина II, совершая паломничество в Лавру и сделав остановку в Мытищах, обратила внимание на хорошую ключевую воду этих мест и повелела подвести ее к Москве. В 1778 году глава Гидравлического корпуса генерал-поручик Фридрих Вильгельм Бауэр исследовал упомянутые источники воды и в качестве самых мощных выбрал Мытищинские ключи. Особым вкусом обладала вода Громового ключа, возникшего от удара молнии.

В Мытищах даже была сооружена часовня в память об этом событии, на стене которой были начертаны стихи поэта Н. М. Языкова:

Отобедав сытной пищей,

Град Москва, водою нищий,

Знойной жаждою томим,

Боги сжалились над ним:

Над долиной, где Мытищи,

Смеркла неба синева.

Вдруг удар громовой тучи

Грянул в дол, — и ключ кипучий

Покатился… Пей Москва!

Строительство водопровода по проекту генерала Ф.В. Бауэра и полковника И.К. Герарда началось в 1780 году. Работы несколько раз прерывались и в итоге растянулись на несколько десятилетий. По проекту генерала Бауэра в Мытищах были построены 28 кирпичных бассейнов. Ещё 15 бассейнов создал военный инженер Иван Герард, который руководил работами с 1783 года.

В 1785 году Екатерина II назвала Ростокинский Акведук лучшей постройкой в Москве, сказав: «Он с виду легок как перо… и весьма прочен…». Вода из Мытищ пошла по наклонной к городу каменной галерее протяженностью 22 версты 225 сажен (около 17 км).

1

Ростокинский Акведук — это высокий, белокаменный, арочно-ажурный мост, напоминающий своих римских предшественников, состоящий из 21-й арки, длиною в 356 метров, с водоканалом шириной 0,9 метров и высотой 1,2 метра.Это один из трех мостов на пути мытищинской воды в Москву, наиболее известный из них.

P1070451P1070450Дно канала для воды с целью ее лучшего сохранения было выстлано свинцовыми листами. Вода шла до Трубной площади, где был устроен открытый бассейн. Первый Мытищинский водопровод был самотёчным, поскольку ключи находились на 30 метров выше уровня Китай-города.P1070440P1070441Работы по строительству водопровода длились 25 лет и обошлись казне в целом в 4 миллиона 183 тысяч рублей — это гигантская по тому времени сумма. Возможно, поэтому одну из его визитных карточек —кирпичную галерею Ростокинского Акведука —и назвали в народе «Миллионной».P1070452P1070454P1070456В качестве основного материала для Ростокинского моста использовали белый известняк. В конце XVIII века Ростокинский Акведук был самым большим каменным мостом в России.P1070446Конструкция оказалась настолько надёжной, что в XIX веке Акведук не подвергался перестройкам, хотя Мытищинский водопровод модернизировали несколько раз. Только в 1902 году мост был отремонтирован и приспособлен для прокладки двух чугунных 24-дюймовых (61-сантиметровых) труб. В советское время вода из Мытищ поступала в Москву до 1962 года. После этого по Акведуку была проложена теплотрасса.

Гигантские затраты на строительство Акведука, история которого началась 241 год назад, с лихвой оправдались не только чистой и вкусной водой подмосковных Мытищ, но и огромной благодарностью потомков, имеющих настоящее счастье созерцать удивительное по красоте и изяществу инженерное гидрологическое сооружение, имеющее для москвичей значение ничуть не меньшее, чем Эйфелева башня для парижан.P1070444P1070443В 2004—2007 годах Акведук был отреставрирован и превращён в пешеходный мост. Специалисты демонтировали теплотрассу, построили перила и декоративную крышу, добавили архитектурную подсветку.akvedukВокруг памятника архитектуры был создан парк «Акведук» с удобными дорожками и скамейками. Теперь Акведук разделяет этот одноимённый парк на две части.P1070455P1070449P1070447P1070439P1070438P1070436На его территории с удовольствием отдыхают жители близлежащих районов столицы. А те самые остатки Поклонной горы используются зимой для катания на санках, лыжах, ватрушках и всём, что подворачивается под руку.

Эта достопримечательность Москвы отличается не только своей богатой историей, но и невероятным изяществом постройки. Поэтому посмотреть на Акведук и пройтись по мосту стоит обязательно.rostokinskii-akveduk-12P1070457P1070458P1070460Аутентичная деревянная крыша Ростокинского Акведука позволяет наслаждаться прогулками по этому величественному сооружению в любую погоду, не забывая о том, что это самый старый мост в Москве.P1070442

 

English version

The name Rostokino arose due to the fact that there was a sprout nearby — a place where the Yauza riverbed was divided into two branches. The village of Rostokino stood on the Yauza River and the Goryanka River flowing into it, where the water surface seemed to be divided in two.

The first mention of Rostokino dates back to 1447, when boyar Mikhail Borisovich Pleshcheyev transferred the village to the Trinity-Sergius Monastery as a contribution to the commemoration of parents and wife. Rostokino belonged to the Lavra, but then it became the property of the Specific Department.

In 1555, in Rostokino, residents of the capital met the troops of Ivan the Terrible. At that time, Rostokino even had its own Poklonnaya Gora — one of the three Poklonnaya Gora in modern Moscow.

Today it is difficult to assume that the area not far from Rostokino (today it is Dokukina and Selskaznaya Streets and the place where the Tricolor residential complex was built) was called “Tatyana Forest” in memory of the robber Tatyana Rostokinskaya. These surroundings have long been famous for robberies, the hero-girl Tanka the robber with their gang was raging in them, and the surrounding forests were a haven for them!

But the robbers are robbers, and the main attraction of Rostokino has always been the Aqueduct, built in 1779-1785. to provide Moscow with water from Mytishchi. Catherine II instructed to find enough rich sources for drinking water. The decree said: «Moscow has no good water for drinking, Moskvoretskaya water is muddy and unclean.» On one of her visits to Moscow, Catherine II, making a pilgrimage to the Lavra and making a stop in Mytishchi, drew attention to the good spring water of these places and ordered her to be brought to Moscow. In 1778, the head of the Hydraulic Corps, Lieutenant General Friedrich Wilhelm Bauer investigated the mentioned water sources and chose Mytishchi Keys as the most powerful. The water of the Thunder key, which arose from a lightning strike, had a special taste.

In Mytishchi even a chapel was built in memory of this event, on the wall of which were written poems of the poet N. M. Yazykov.

Construction of a water supply system under the project of General F.V. Bauer and Colonel I.K. Gerard began in 1780. The work was interrupted several times and eventually stretched for several decades. According to the project of General Bauer, 28 brick pools were built in Mytishchi. Another 15 pools were created by military engineer Ivan Gerard, who led the work since 1783.

In 1785, Catherine II called the Rostokinsky Aqueduct the best building in Moscow, saying: «It looks as light as a feather … and is very durable …». The water from Mytishchi went along a stone gallery sloping toward the city with a length of 22 versts 225 fathoms (about 17 km).

The Rostokinsky Aqueduct is a tall, white-stone, arched-openwork bridge reminiscent of its Roman predecessors, consisting of the 21st arch, 356 meters long, with a water canal 0.9 meters wide and 1.2 meters high. It is one of three bridges on Mytishchi water routes to Moscow, the most famous of them.

The bottom of the water channel was lined with lead sheets to better preserve it. Water went to Trubnaya Square, where an outdoor pool was arranged. The first Mytishchi water supply was gravity, because the keys were 30 meters above the level of Kitai Gorod.

Work on the construction of the water supply system lasted 25 years and cost the treasury as a whole 4 million 183 thousand rubles — this is a gigantic amount at that time. Perhaps that is why one of his business cards — the brick gallery of the Rostokinsky Aqueduct — was called by the people “Millionnaya”.

White limestone was used as the main material for the Rostokinsky bridge. At the end of the 18th century, the Rostokinsky Aqueduct was the largest stone bridge in Russia.

The design turned out to be so reliable that in the 19th century the Aqueduct was not rebuilt, although Mytishchi water supply was modernized several times. Only in 1902 the bridge was repaired and adapted for laying two cast-iron 24-inch (61-centimeter) pipes. In Soviet times, water from Mytishchi entered Moscow until 1962. After that, a heating main was laid along the Aqueduct.

The gigantic expenses for the construction of the Aqueduct, the history of which began 241 years ago, were more than justified not only by the clean and tasty water of Mytishchi near Moscow, but also by the great gratitude of descendants who have real happiness to contemplate an engineering hydrological structure, amazing in beauty and grace, that has no significance for Muscovites smaller than the Eiffel Tower for Parisians.

In 2004-2007, the Aqueduct was restored and turned into a pedestrian bridge. Specialists dismantled the heating main, built a railing and a decorative roof, and added architectural lighting.

Around the monument of architecture was created the Aqueduct park with comfortable walkways and benches. Now the Aqueduct divides this eponymous park into two parts. On its territory, residents of nearby areas of the capital are happy to relax. And the very remnants of Poklonnaya Gora are used in winter for sledding, skiing, cheesecakes and everything that tucks into your arm.

This landmark of Moscow is not only distinguished by its rich history, but also by its incredible grace of construction. Therefore, it is necessary to look at the Aqueduct and walk along the bridge. The authentic wooden roof of the Rostokinsky Aqueduct allows you to enjoy walks through this magnificent structure in any weather, not forgetting that it is the oldest bridge in Moscow.

 

 

Неисчезнувшая Москва. Ростокинский Акведук/ Unappeared Moscow. Rostokinsky Aqueduct: 26 комментариев

Добавьте свой

  1. «Дно канала для воды с целью ее лучшего сохранения было выстлано свинцовыми листами.»
    Весьма сомнительное решение на мой взгляд. 😀
    Сотни раз проезжал мимо, но все не находилось времени посетить это место.

    Нравится 1 человек

    1. Мое детство прошло рядом. Но тогда историей этого места не интересовались.
      Раньше в любое время года Миллионный мост был виден с Проспекта Мира. Вчера проезжали — за зеленью деревьев ничего не разглядишь. Парк, наконец, разросся. 😊
      Свинец в воде это вредно, насколько я понимаю. Что они имели в виду с этими листами свинца — не знаю. Можно в интернете поковыряться. 😊

      Нравится 1 человек

      1. Да я тоже раньше не так далеко жил от этого места (Южное Медведково). Но всё как-то не удавалось побывать там.
        Предки реально делали водопроводные трубы из свинца, краски с мышьяком, лекарства с ртутью и прочие прелести. Поэтому и жили не особо долго. 🙂

        Нравится 1 человек

      2. А сколького мы еще, наверняка, не знаем!😊 например, того, что относится к системе питания. Мнения практически ежегодно меняются на кардинально иные. Те, кто будет через 100 лет — будет удивляться нашему незнанию того, как должно быть на самом деле. 😊

        Нравится 1 человек

      3. Ой, вот на всякие системы питания мне как-то начать. Я ем то, что мне нравится, т.е. то, что организм требует. А организм же не будет требовать то, что ему не надо? 😁

        Нравится 1 человек

      4. Это у кого как. 😊 у некоторых организм требует всегда чего-то совершенно в данный момент ненужного — то зефира, то пряника…

        Нравится 1 человек

  2. Good evening, Madam..!!
    Loved your article on Rostokino aqueduct. It’s simply marvelous and the surrounding gardens are so calm and pristine akin to the gardens in other European cities like Berlin, Paris, Copenhagen, etc.
    I have been fascinated by the stories of Empress Catherine the Great, and it’s good to know about her efforts towards building the Rostokino aqueduct. She is an inspiration. Very little is known about her. I shall definitely learn more about Empress Catherine during my next visit to Russia..!!
    Loved this article.. 😀 😀 ❄️❄️❄️❄️❄️❄️❄️❄️
    Thank you so much Madam for sharing.. 🙂 🙂
    Best wishes to you, your family and the beautiful Russia, from India..
    Abir

    Нравится 1 человек

    1. Thanks, Abir.
      I am glad that you are interested in the history of Russia. Catherine the Great is a mysterious, strong, indomitable personality. we ourselves still do not know much about it. But we are always surprised how many wonderful things she managed to do during her reign.

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: