Неисчезнувшая Москва. Евгений Вучетич. Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!»/ Unappeared Moscow. Evgeny Vuchetich. High relief «Glory to the standard bearer of peace, the Soviet people!»

English version below

Вернемся на 6 лет назад.

В 2014 году, разбирая остатки магазинчиков и торговых палаток, которыми был наполнен в те годы Центральный павильон ВДНХ № 1, рабочие обнаружили огромный горельеф (почти как барельеф, но ещё и имеющий объемные изображения) общей площадью около 90 квадратных метров.

P1150538P1150540P1150541

Скульптурное изображение «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (другое название — «Счастливый советский народ в его могучем движении вперед к коммунизму») было создано Евгением Вучетичем в 1953 году, но уже в 1956 году, по решению Никиты Хрущева, горельеф до 1990 года спрятали за щитом. Закрыть его решили после ХХ съезда компартии, на котором Хрущев призвал бороться против культа личности Сталина. Горельеф изменили. На знамени из четверки Маркс – Энгельс – Ленин – Сталин оставили только Владимира Ильича. Во время перестройки горельеф освободили, но довольно быстро снова закрыли ларьками.

Несмотря на то, что горельеф был почти всё время своего существования (около 60 лет) скрыт от глаз зрителей то специальными щитами, то торговыми прилавками и подсобными помещениями, он неплохо сохранился. Оказалось, что о его существовании администрация ВДНХ и искусствоведы помнили все эти годы.

Горельеф открыли для обозрения всем желающим до начала реставрации. Тогда, в 2014 году, мы и увидели его в Центральном павильоне.

Павильон 1_4P1150550P1150556P1150539

Лавина текущих на нас советских людей – совершенно особых людей – с освещенными идеей коммунизма лицами, с надеждой и верой смотрящими вперед, несущих в мир убежденность, предчувствие, мечту, смысл, пламя, зарю, сияние, начало…

P1150544P1150545P1150546

Сказать, что этот памятник коммунистической эпохе впечатляет, несмотря на отломанные головы, руки, другие части тела и иные повреждения, — это ничего не сказать.

608133_860x560

Всё-таки Евгений Вучетич – гениальный скульптор, автор знаменитых памятников: монумента «Родина-мать зовет!» (Волгоград), памятника воину-освободителю (Берлин), монумента «Перекуем мечи на орала», установленного возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и многих других великолепных работ.

Я думаю, что, когда мы смотрим на наследие города, воплощенное в скульптуре и памятниках, мы должны постараться отделить наши политические, идеологические и философские убеждения от самого творения, места или города, постараться посмотреть на него в контексте творчества. Хорошо бы рассматривать работы мастеров с той лишь точки зрения, хороша ли эта работа, талантливо ли она выполнена и верно ли отражает черты определённой эпохи, надо постараться смотреть на неё безотносительно политических идеалов.

Есть много прекрасных скульптурных произведений, которые были созданы во времена диктаторских режимов или господства определённой идеологии, и в итоге эти памятники определенным событиям и времени живут гораздо дольше, чем те идеологии, которые они символизировали. Они так художественно хороши, что могут и сейчас передать нам сильные эмоции, которые мастер вкладывал в свою работу для их трансляции нам – зрителям.

Евгений Викторович Вучетич — выдающийся скульптор. В своих работах — 
монументах, бюстах, барельефах — ему удалось точно передать характеры, 
а также выразить общую идею эпохи — героизм, волю, мужество. Не зря многие 
его работы вызывали такой резонанс – они очень атмосферные. Он участвовал 
в строительстве библиотеки имени Ленина, был причастен к проекту Дворца 
Советов, прошел войну, в 1948 году стал главным скульптором ВСХВ 
(ныне – ВДНХ). Масштаб его личности огромен, а произведения широко известны. 
Самые известные работы скульптора, которые находятся в Москве, — памятник 
Феликсу Дзержинскому, бюст Михаила Фрунзе и горельеф «Знаменосцу мира, 
советскому народу — слава!»

На горельефе изображено массовое шествие: сотни советских людей идут под знаменами на фоне знаковых сооружений послевоенной эпохи — высотки главного корпуса МГУ, Шуховской башни, плотины ДнепроГЭСа и других. Лучшего решения для такой задумки, чем горельеф, и придумать сложно, поскольку линейная перспектива лучше всего передаёт ощущение масштабности. Вот что писал о создании скульптуры сам автор: «…образы, которые нам помогали — хлопкороб, семья шахтера, молодежь, детвора с учительницей. На центральную группу с улыбкой смотрит старый рабочий, лицо которого испещрено морщинами. Это один из тех кадровых пролетариев, которые участвовали в Октябрьской революции, в строительстве социализма, в Великой Отечественной войне и которые продолжают находиться в строю. В центральной группе такие же люди, как и в боковых, но идут они как-то особенно, очень сплоченно, являясь как бы организующей силой».

829962og_og_1459064654285643758В ходе реставрации и исследования исторических документов стало ясно, что прототипами изображённых героев были реальные люди. На первом плане находятся порядка 30 основных фигур, которые изображают известных советских граждан. Так, пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, около него — нарядно одетая женщина, скорее всего, была вылеплена со знаменитой актрисы Аллы Тарасовой. А узбек с цветком хлопка справа — это дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов.P1150543вучетичНа горельефе изображено более 1500 человек. Много споров вызывала его глубина. Говорили, что она составляет от двух до шести метров, хотя на самом деле всего 62 сантиметра.608130_860x560608129_860x560P1150557P1150554P1150553P1150552P1150549P1150548«Над этим рельефом работали восемь человек, в том числе Белугин, Великанов, Демин, Фридман, а также несколько помощников. Работа продолжалась в течение трех лет, так что если бы ее переложили на плечи одного скульптора, то это могло бы составить целую творческую жизнь. И вот здесь сказалась великая сила коллектива. При правильной организации творческой группы можно создать за сравнительно небольшой отрезок времени огромное произведение, запечатлевающее в вечном материале великое событие», — вспоминал Евгений Вучетич.

По решению Мэра Москвы Сергея Собянина, реставрация горельефа была проведена за счёт городского бюджета. В рамках реставрационных работ были восстановлены отбитые фрагменты скульптур, удалены загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укреплены склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие, заделаны трещины и технологические стыковочные швы, воссоздана живопись в авторском цвете и тоне, проведено бронзирование поверхности. В марте 2018 года обновленный горельеф предстал перед посетителями ВДНХ.P1150547Но сейчас Центральный павильон находится на ремонте и посмотреть отреставрированное скульптурное изображение невозможно. На мой вопрос – когда же закончится ремонт здания и будет ли доступен горельеф для просмотра – справочная служба ВДНХ ответа не даёт.

Так как территория ВДНХ знакома мне с детства, и я много раз совершала здесь прогулки и заходила в разные павильоны, то и Центральный павильон запомнился мне во времена моего славного пионерского возраста.

Павильон 1_3

Сейчас перед павильоном стоит памятник В.И. Ленину. Во времена моего детства справа от этого памятника, в нише сквера, стоял почему-то ещё и бюст Ленина – мало им было одного изображения вождя коммунизма.В один из дней рождений Владимира Ильича наша школа почему-то должна была несколько часов стоять в карауле у упомянутого мною бюста. Я сопровождала вынос знамени на школьных мероприятиях в знаменной группе пионерской дружины. Мы выдвинулись на ВДНХ двумя составами – два знаменосца и четыре девочки, по одной с каждой стороны знамени в каждой группе – и несколько часов, меняясь минут через 10-15, стояли у бюста в пионерском карауле в парадных белых фартуках, держа руки в пионерском салюте.Павильон 1_1Помню ощущение бессмысленности происходящего: будний день, посетителей совсем мало, они странно смотрят на нас, нам довольно холодно без курток, руки затекают. Было даже не смешно, а поесть и попить горячего в те времена было негде – общепитовских палаток было мало, и они в будни не работали. Кто придумал такое бессмысленное мероприятие? Кто за его выполнение потом отчитался и получил себе дополнительные бонусы? История умалчивает.

Но, уж очень на меня повеяло подобными воспоминаниями при  внесении поправок в закон об образовании, которые направлены на легализацию и восстановление воспитательной составляющей в системе образования. Не насытят ли наши школьные работники свой план воспитательной работы подобными мероприятиями? Хотелось бы верить, что – нет.

 

А также хотелось бы верить, что несмотря на некоторую бессмысленность части мероприятий повседневной жизни при различных диктаторских режимах, люди будут более мудрыми и не станут ломать и сносить памятники минувших эпох, имеющие при этом высокую художественную ценность.P1150558

 

English version

Let’s go back 6 years.

In 2014, dismantling the remains of shops and stalls that filled the Central Pavilion of VDNKh No. 1 in those years, workers discovered a huge high relief (almost like a bas-relief, but also having three-dimensional images) with a total area of ​​about 90 square meters. The sculptural image «Glory to the standard bearer of peace, the Soviet people!» (another name — «Happy Soviet people in its mighty movement forward to communism») was created by Yevgeny Vuchetich in 1953, but already in 1956, by the decision of Nikita Khrushchev, the high relief was hidden behind a shield until 1990. It was decided to close it after the XX Congress of the Communist Party, at which Khrushchev urged to fight against the personality cult of Stalin. The high relief was changed. Only Vladimir Ilyich was left on the banner of the Marx-Engels-Lenin-Stalin. During perestroika, the high relief was freed, but rather quickly closed again with stalls.

Despite the fact that the high relief was hidden from the eyes of the spectators for almost the entire time of its existence (about 60 years), either by special shields, or by trade counters and utility rooms, it is well preserved. It turned out that the VDNKh administration and art critics remembered its existence all these years.

The high relief was opened for viewing by everyone before the restoration began. Then, in 2014, we saw him in the Central Pavilion.

An avalanche of Soviet people flowing on us — very special people — with faces illuminated by the idea of ​​communism, looking ahead with hope and faith, bringing conviction, foreboding, dream, meaning, flame, dawn, radiance, beginning to the world …

To say that this monument to the communist era is impressive, despite the broken heads, hands, other body parts and other injuries, is to say nothing.

After all, Evgeny Vuchetich is a brilliant sculptor, author of famous monuments: the monument «Motherland Calls!» (Volgograd), the monument to the soldier-liberator (Berlin), the monument «Let’s beat swords into plowshares», installed near the UN headquarters in New York and many other magnificent works.

I think that when we look at the heritage of a city embodied in sculpture and monuments, we should try to separate our political, ideological and philosophical beliefs from the creation itself, place or city, try to look at it in the context of creativity. It would be good to consider the work of the masters from the point of view of whether this work is good, whether it is talentedly executed and whether it correctly reflects the features of a particular era, we must try to look at it regardless of political ideals.

There are many beautiful sculptures that were created during the times of dictatorships or the reign of a certain ideology, and as a result, these monuments to certain events and times live much longer than the ideologies they symbolized. They are so artistically good that they can even now convey to us the strong emotions that the master put into his work to broadcast them to us — the audience.

Evgeny Viktorovich Vuchetich is an outstanding sculptor. In his works - 
monuments, busts, bas-reliefs - he managed to accurately convey 
the characters, as well as express the general idea of ​​the era - heroism, 
will, courage. It is not for nothing that many of his works caused such 
a resonance - they are very atmospheric. He participated in the construction 
of the Lenin Library, was involved in the project of the Palace of Soviets, 
went through the war, in 1948 he became the chief sculptor of 
the All-Union Agricultural Exhibition (now VDNKh). The scale of his 
personality is enormous, and his works are widely known. The most famous 
works of the sculptor, which are located in Moscow, are the monument 
to Felix Dzerzhinsky, the bust of Mikhail Frunze and the high relief 
"Glory to the standard bearer of peace, to the Soviet people!"

The high relief depicts a mass procession: hundreds of Soviet people are marching under the banners against the background of iconic buildings of the post-war era — the skyscrapers of the main building of Moscow State University, the Shukhov Tower, the dam of the Dnipro HPP and others. It is difficult to come up with a better solution for such an idea than high relief, since a linear perspective best conveys a sense of scale. Here is what the author himself wrote about the creation of the sculpture: “… the images that helped us — a cotton grower, a miner’s family, youth, children with a teacher. An old worker, whose face is covered with wrinkles, looks at the central group with a smile. This is one of those cadre proletarians who participated in the October Revolution, in the building of socialism, in the Great Patriotic War and who continue to be in the ranks. In the central group there are the same people as in the side ones, but they walk in a special way, very unitedly, as if they are an organizing force. »

During the restoration and study of historical documents, it became clear that the prototypes of the heroes depicted were real people. In the foreground there are about 30 main figures depicting famous Soviet citizens. So, the elderly man on the left resembles academician Ivan Pavlov, next to him is a smartly dressed woman, most likely, was sculpted from the famous actress Alla Tarasova. And the Uzbek with the cotton flower on the right is twice Hero of Socialist Labor Nazarali Niyazov.

The high relief depicts more than 1,500 people. Its depth caused a lot of controversy. It was said that it was between two and six meters, although in fact it was only 62 centimeters.

“Eight people worked on this relief, including Belugin, Velikanov, Demin, Fridman, as well as several assistants. The work lasted for three years, so if it were shifted to the shoulders of one sculptor, it could constitute a whole creative life. And this is where the great strength of the team came into play. With the correct organization of the creative group, it is possible to create in a relatively short period of time a huge work that captures a great event in the eternal material, ”Yevgeny Vuchetich recalled.

By the decision of the Mayor of Moscow Sergei Sobyanin, the restoration of the high relief was carried out at the expense of the city budget. As part of the restoration work, broken fragments of sculptures were restored, dirt, stains and late toning, smears, foreign recordings were removed, gluing of individual parts and fragments, as well as the author’s protective and decorative coating were strengthened, cracks and technological joining seams were repaired, painting in the author’s color was recreated and tone, the surface was bronzed. In March 2018, the updated high relief appeared before the visitors of VDNKh.

But now the Central Pavilion is under repair and it is impossible to see the restored sculptural image. To my question — when will the renovation of the building be finished and whether the high relief will be available for viewing — the VDNKh information service does not give an answer.

Since the territory of VDNKh has been familiar to me since childhood, and I took walks here many times and entered different pavilions, the Central Pavilion was also remembered by me at the time of my glorious pioneer age.

Now in front of the pavilion there is a monument to V.I. Lenin. In the days of my childhood, to the right of this monument, in a niche of the square, there was for some reason a bust of Lenin — one image of the leader of communism was not enough for them.

On one of the birthdays of Vladimir Ilyich, our school for some reason had to stand guard at the bust I mentioned. I accompanied the removal of the banner at school events in the banner group of the pioneer squad. We set out at VDNKh in two trains — two standard bearers and four girls, one on each side of the banner in each group — and for several hours, changing after 10-15 minutes, stood at the bust in the pioneer guard in ceremonial white aprons, holding our hands in a pioneer salute …

I remember the feeling of meaninglessness of what is happening: a weekday, there are very few visitors, they look at us strangely, we are rather cold without jackets, our hands are numb. It was not even funny, but there was nowhere to eat and drink hot in those days — there were few catering tents, and they did not work on weekdays. Who came up with such a pointless event? Who then reported for its implementation and received additional bonuses? History is silent.

But, I was very much carried away with similar memories when making amendments to the law on education, which are aimed at legalizing and restoring the educational component in the education system. Will our school workers saturate their educational plan with such activities? I would like to believe that — no.

 

And I would also like to believe that despite some senselessness of some of the events of everyday life under various dictatorial regimes, people will be wiser and will not break and demolish monuments of bygone eras, which are of high artistic value.

17 thoughts on “Неисчезнувшая Москва. Евгений Вучетич. Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!»/ Unappeared Moscow. Evgeny Vuchetich. High relief «Glory to the standard bearer of peace, the Soviet people!»

Add yours

  1. Монументальная работа! Странно, что лет была в забвении. Хорошо еще, что в целом уцелела. А насчет пионерских караулов — «новые песни придумает жизнь», — то бишь люди — непременно придумают. Может, будут хуже предыдущих. Дай Бог, чтобы наоборот

    1. Хотелось бы, чтобы лучше. Но ведь так часто — просто повторяют прошлое.
      И так боятся изображений режимов — как привидений. Как будто памятники сильнее реальной жизни.

  2. А фотки окончательной реставрации нет? На последней видны белые оторванные пятна?

    1. Чтоб видели — как это было. Как люди чувствовали. Какую при этом ощущали эмоции. Не вижу повода стыдится своей истории. Это наши предки и хорошо бы постараться их понимать.
      А повторить ничего невозможно — для этого надо слишком много повторяющихся условий.
      Неужели мы боимся прошлого? Это самое нелепое, что можно придумать.

      1. Нет не боимся. Мои родители не были ярыми строителями коммунизма. Они были «частники», построили дом, вели хозяйство, свой огород. Они были далеки от сих идеалов. Мне тоже привили большую порцию индивидуализма, по возможности ограждая от коллективного сознания. 😊

      2. Так и мои такие же. Все таки на первом месте личное.
        Но в 50-е еще была надежда на возможность «правильного» общества, еще продолжалась по инерции линия революционная, в таком виде это направление отразилось мастером.
        Так хотелось государству, чтобы была эта монолитная лавина. И Вучетичу здорово удалось это изобразить — колонны сметают все на своем пути. Так ощущается. Сильное воздействие от художественности образа.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading