Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Обучение «на земле»/ Learning «on the ground»

English version below

Несколько лет назад задумалась о возможном изменении вида обучения для дочери – уж, очень снизилось качество обучения в нашей обычной московской школе.

В силу разных причин мы так и не решились что-то изменить. Тем не менее, в нашем окружении семьи переводили детей в школы с иными формами обучения, в том числе, и на семейное (домашнее) образование.

Как всегда, в каждой форме обучения есть свои положительные и отрицательные моменты. Каждый выбирает наиболее подходящий вариант, учитывая свои условия и предпочтения.

Недавно прочитала материал о том, как можно организовать обучение детей «на земле». Сообщение тронуло своей искренностью и живым отношением к делу.

Подумалось о том, что вот можно же, не вступая в конфликт с окружающей действительностью и российским законодательством, вести тот образ жизни, который считаешь правильным, и учить своих детей так, как считаешь нужным. Это вызывает огромное уважение, а в наших российских условиях и восхищение.

Вот эта история…

«Как учить детей «на земле». Делюсь нашим опытом: 17 лет, школа в поселении, дети на семейном обучении.

Мы живем в глухой деревне на Валдае. Поселение возникло в 1988 году. Первоначальным импульсом было создание сельского сообщества, в котором выпускники детдомов и люди с особенностями развития могли бы быть полноценными членами. Вопрос образования первые 15 лет остро не стоял. В поселении жили в основном молодые люди и подростки. Дети школьного возраста оказывались здесь редко и не на долго. По вдохновению с ними занимались учебой, благо среди взрослых практически все были с высшим образованием.

К концу 90-ых — началу нулевых бесшабашный энтузиазм, как и всюду в стране, стал угасать. Поселение таяло, сотрясалось от внутренних кризисов, казалось, что вот-вот закроется. Бывшие энтузиасты обзавелись семьями и жизнь в деревне стала выглядеть нереальной. До города (райцентр с населением 8 тыс. человек) 35 км грунтовки, до станции 2 часа на телеге или санях (машин-то не было), вода в колодце 300 м под гору, туалет на улице, мытье в бане 2 раза в неделю, никакого личного пространства.

В 2003 году старшему ребенку последней державшейся в деревне семьи исполнилось 7 лет.

Что делать? Возвращаться в Москву? А как же люди «с особенностями», коровы, кони, вложенные за 15 лет в это место силы сотен людей?

И тут было принято отчаянное решение. Учить самим одного ребенка так, как будто это целая настоящая школа.

Мы с женой в этом же 2003 году окончили университет, получили от государства квартиру в Бутово, я поступил в аспирантуру Института Востоковедения, параллельно работал менеджером по организации выставок за рубежом. Ездил в командировки на Ближний и Средний Восток, в Северную Африку. Впереди открывалась увлекательная карьера. Но мы плюнули на это все и уехали за 500 км учить одного единственного ребенка.

За прошедшие 17 лет наша школа прошла через всевозможные испытания. Были конфликты, разочарования, периоды тоски и отчаяния…

Но кому это интересно?

Этот опыт никогда ничему не учит. Ведь это все происходит с нами не от отсутствия каких-то специальных знаний и социальных умений, а просто потому что мы сами такие, какие есть. Этот опыт я готов передавать вживую, если возникнет такой запрос. Так, по крайней мере, есть хоть маленький шанс помочь другим инициативам не утонуть в естественных кризисах.

Лучше расскажу, чему мы научились и как мы учимся.

Напишу сжато. Сначала несколько фундаментальных принципов:


1. Нет смысла строить обучение на компромиссах.

Если вы решили уехать из города, значит, вы выбрали для себя ценности экологии, здоровых социальных отношений, права на самоопределение человека, личной ответственности за свое окружение….

В таком случае как можно учить детей тому, что противоречит вашим ценностям? Если вы считаете, например, что каждый человек уникален и ценен сам по себе, то как можно подвергать ребенка оценочной системе? Если вы замечаете, что от интернета чувствуете себя разбитым, расфокусированным и т.п., то как можно учить ребенка онлайн? Будьте честны с собой. Не делайте детям то, что считаете неподходящим для себя.

Здесь нет универсальных запретов, люди разные и допуски у всех свои. Американский индеец падает замертво от ложки спирта, а ирландский рыбак выпивает две бутылки виски и только слегка пошатывается, пока гребет к дому.


2. Обучение не должно быть искусственным, оторванным от реальности.

Безумие, живя в деревне, заставлять детей решать задачки типа: «Из точки А в точку B движется велосипедист…» или «Маша пошла в магазин и купила 1л молока, 2 батона хлеба…». Надо брать материал из жизни. Утром корова дала 10 л, а вечером 12; Теленок выпил 4, а 2 л нечаянно разлили…». «Щепка плывет по течению ручья в два раза медленнее, чем идешь вдоль берега ты…».


3. Обучение должно ориентироваться на конкретного ребенка.

Нельзя брать слепо какую-то методику.


4. Необходимо учитывать состояние ребенка прямо сейчас.

Не стоит считать перемены настроений ребенка капризами, хулиганством и пр. Нам ведь тоже бывает грустно, весело, то хочется тишины, то бурной деятельности. Для детей это также важно, как пищевые подсказки здорового организма.


5. Нужно понимать возрастные особенности.

 Правило «чем раньше, тем лучше» ошибочно. Есть вещи, которые нужны в определенном возрасте, как воздух. Но это очень серьезная тема, не буду тут ее развивать.


6. Твердо знать, что с определенного возраста родитель уже ничего не может сделать для своего ребенка, кроме как помочь ему встретить настоящих друзей и такого взрослого, который сможет быть для него авторитетом.


И, наконец, практический опыт.

Все дети у нас прикреплены к разным школам, в которых они проходят как положено аттестацию. «Школа» начинается в 7 утра. младшие дети (7-10 лет) приходят в хлев, доят коров, кормят, убирают навоз, выгоняют на пастбище. Иногда кто-то делает взрослым сюрприз, тайно пробирается в хлев в 6 утра, а в 7 часов всё оказывается уже почти сделано.

Это чудо, укрепляющее нашу уверенность, что мы всё делаем правильно.


В 8.30 общий круг — поем песни, играем, обсуждаем предстоящий день.
В 9 утра ребята расходятся по классам, их у нас 4: младший, два средних и старший. 1,5 часа каждый класс занят темой главного урока, которая, как положено в вальдорфской школе , идет эпохами по 3-4 недели. Потом все школьники расходятся по 4 рабочим группам, где возрасты детей уже перемешаны. Кто-то печет хлеб, кто-то убирает школу, кто-то работает во дворе – складывает дрова, чистит снег и т.д. Потом все собираются на общий чай. После чая уроки – английский и немецкий языки, математика, ремесло (кузница или столярка), музыка, живопись и пр. Большинство предметов преподаются эпохами. После обеда – верховая езда, театр, уход за лесом, лыжи. Вечером старшие дежурят по хлеву.
Старшие дети участвуют в инициированном нашей школой проекте «Бродячая школа». Он объединяет десяток маленьких инициатив, работающих по вальдорфскому принципу. Ребята одного возраста собираются вместе на одну эпоху в одной из инициатив, учатся тому, чем сильна эта школа, потом переезжают в другую и учатся все вместе там. В перерывах между эпохами включаются в учебный и рабочий ритм дома.
Наш опыт специфичный, так как у нас специфичные условия.

Но, надеюсь, он поможет посмотреть шире на задачи альтернативной педагогики. Сместить акцент с образовательных задач на создание условий для гармоничного развития личности.»

Источник: https://www.facebook.com/groups/alternativnoeobr/permalink/3012859198826372/ группа на fb «Альтернативное образование в России»

English version

Several years ago, I thought about a possible change in the type of education for my daughter — the quality of education in our usual Moscow school has greatly decreased.

For various reasons, we did not dare to change anything. Nevertheless, in our environment, families transferred children to schools with other forms of education, including family (home) education.

As always, each form of education has its positive and negative aspects. Everyone chooses the most suitable option, taking into account their conditions and preferences.

Recently I read a material about how you can organize the education of children «on the ground.» The message was touched by its sincerity and lively attitude to the matter.

I thought that it is possible, without entering into conflict with the surrounding reality and Russian legislation, to lead the way of life that you think is right, and to teach your children as you see fit. This causes great respect and admiration in our Russian conditions.

This story …

“How to teach children“ on earth ”. I share our experience: 17 years old, school in a settlement, children in family education.

We live in a remote village in Valdai. The settlement was established in 1988. The initial impetus was to create a rural community in which graduates of orphanages and people with disabilities could be full members. The question of education was not acute for the first 15 years. The settlement was inhabited mainly by young people and teenagers. School-age children were rarely and not for long. By inspiration, they studied with them, since among adults, almost all were with higher education.

By the end of the 90s — the beginning of the 2000s, reckless enthusiasm, as elsewhere in the country, began to fade. The settlement was melting, shaking from internal crises, it seemed that it was about to close. Former enthusiasts started families and life in the village began to look unreal. To the city (regional center with a population of 8 thousand people) 35 km of dirt road, to the station 2 hours by cart or sleigh (there were no cars), water in a well 300 m downhill, toilet on the street, washing in a bath 2 times a week , no personal space.

In 2003, the eldest child of the last family in the village turned 7 years old.

What to do? Return to Moscow? But what about people «with special needs», cows, horses, invested over 15 years in this place of power of hundreds of people?

And then a desperate decision was made. Teach one child yourself as if it were a whole real school.

My wife and I graduated from the university in the same 2003, received an apartment in Butovo from the state, I entered the graduate school of the Institute of Oriental Studies, and at the same time worked as a manager for organizing exhibitions abroad. I went on business trips to the Near and Middle East, to North Africa. An exciting career lay ahead. But we spat on it all and went 500 km away to teach one single child.

Over the past 17 years, our school has gone through all sorts of tests. There were conflicts, disappointments, periods of longing and despair …

But who cares?

This experience never teaches anything. After all, this all happens to us not because of the lack of any special knowledge and social skills, but simply because we ourselves are what we are. I am ready to transmit this experience live if such a request arises. So, at least there is at least a small chance to help other initiatives not to drown in natural crises.

I’d rather tell you what we have learned and how we learn.

I will write it succinctly. First, a few fundamental principles:

1. It makes no sense to build learning on compromises.

If you decide to leave the city, then you have chosen for yourself the values ​​of ecology, healthy social relations, the right to self-determination of a person, personal responsibility for your environment …

If so, how can you teach children about things that are contrary to your values? If you think, for example, that each person is unique and valuable in and of itself, how can you expose a child to a rating system? If you notice that the Internet makes you feel overwhelmed, out of focus, etc., how can you teach your child online? Be honest with yourself. Do not do what you think is inappropriate for your children.

There are no universal prohibitions, people are different and everyone has their own tolerances. The Native American falls dead on a spoonful of alcohol, and the Irish fisherman drinks two bottles of whiskey and only staggers a little as he paddles home.

2. Education should not be artificial, divorced from reality.

It’s madness, living in a village, to make children solve puzzles like: «A cyclist is moving from point A to point B …» or «Masha went to the store and bought 1 liter of milk, 2 loaves of bread …». We must take material from life. In the morning the cow gave 10 liters, and in the evening 12; The calf drank 4 liters, and they accidentally poured 2 liters … ”. «A sliver floats downstream of the stream twice as slow as you walk along the bank …».

3. Teaching should be child-specific.

You cannot blindly take some technique.

4. It is necessary to take into account the condition of the child right now.

You should not consider changes in the child’s moods as whims, hooliganism, etc. We, too, are sad, fun, then we want silence, then violent activity. For children, this is as important as nutritional cues for a healthy body.

5. It is necessary to understand the age characteristics.

 The earlier is better rule is wrong. There are things that are needed at a certain age, like air. But this is a very serious topic, I will not develop it here.

6. Know firmly that from a certain age a parent can no longer do anything for his child, except to help him meet real friends and an adult who can be an authority for him.

And finally, practical experience.

All our children are assigned to different schools in which they pass certification as required. «School» starts at 7 am. younger children (7-10 years old) come to the barn, milk the cows, feed, remove the manure, and drive them out to the pasture. Sometimes someone makes a surprise for adults, secretly sneaks into the barn at 6 am, and at 7 o’clock everything is almost done.

This is a miracle that strengthens our confidence that we are doing everything right.

At 8.30 am, a general circle — we sing songs, play, discuss the upcoming day.

At 9 in the morning, the guys go to their classes, we have 4 of them: a junior, two middle and a senior. For 1.5 hours, each class is occupied with the topic of the main lesson, which, as it should be in a Waldorf school, lasts 3-4 weeks. Then all the schoolchildren go to 4 working groups, where the ages of the children are already mixed. Someone bakes bread, someone cleans the school, someone works in the yard — stacks firewood, cleans snow, etc. Then everyone gathers for a common tea. After tea lessons — English and German, mathematics, craft (smithy or carpentry), music, painting, etc. Most of the subjects are taught by eras. After lunch — horseback riding, theater, forest care, skiing. In the evening, the elders are on duty at the barn.

Older children participate in the Wandering School project initiated by our school. It brings together a dozen small initiatives working on the Waldorf principle. Children of the same age get together for one era in one of the initiatives, learn what this school is strong, then move to another and study all together there. In the intervals between eras, they are included in the study and work rhythm at home.

Our experience is specific, as we have specific conditions.

But, I hope, it will help to look more broadly at the tasks of alternative pedagogy. To shift the emphasis from educational tasks to creating conditions for the harmonious development of the individual. «

Source:  https://www.facebook.com/groups/alternativnoeobr/permalink/3012859198826372/  group on fb «Alternative education in Russia»

Exit mobile version