Колыбельные. Зимняя колыбельная/ Lullabies. Winter lullaby

English version below

Наступила зима, а вместе с нею и время зимних колыбельных.

Одна из первых приходящих на память, любимых мною с детства, зимних колыбельных – это «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».

Мы с ней почти ровесники: колыбельная для маленького медвежонка родилась в 1969 году. На волне популярности детского мультфильма все мамы в Советском Союзе напевали своим малышам на ночь эту теплую мягкую мелодию. Музыку и слова колыбельной я помню каждой своей клеточкой, несмотря на то, что частицы меня многократно умерли и родились заново – звуки песни всё живут во мне.

В этом талантливейшем музыкальном произведении соединились два самобытных создателя – композитор Евгений Крылатов и автор стихов Юрий Яковлев.

Евгений Крылатов, признанный всеми мэтр песенной индустрии кино и мультипликации, стал автором музыки «Колыбельной медведицы» почти случайно. После её создания он поначалу не придал значения этому «пустячку», считая песню проходным моментом.

После же выхода на экраны мультфильма про забавного полярного медвежонка «Колыбельная» становится мегахитом — и, что особенно интересно, не только и не столько для детей, сколько для взрослых. Сегодня Крылатов признаёт эту песню самой любимой из всего им написанного.

Решающую роль в судьбе Евгения сыграл в то время его хороший знакомый — композитор Александр Зацепин, тогда уже широко известный в мире кино. Именно он привёл Крылатова, всё ещё в сорок лет «начинающего» композитора, на студию «Союзмультфильм», где работал над музыкой к мультфильму «Умка», и заявил, что тот будет его соавтором. Далее Александр Сергеевич делает благородный «ход конём» — и просто исчезает со студии, отдав создание музыки к мультфильму полностью в руки своего протеже. В результате на свет появляется знаменитая «Колыбельная Медведицы» («Ложкой снег мешая ночь идет большая…»), замечательно исполненная Аидой Ведищевой.

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи —
Звездные медведи
Светят дальним кораблям.

Оказывается, автор стихов к колыбельной Юрий Яковлев – это автор сценария мультфильма «Умка».

«Умкы» на чукотском языке — белый медведь-самец.

Поэтому героя дилогии маленького северного медведя автор назвал Умкой.

Жизнь Юрия Яковлева, чьи повести и рассказы «Зимородок», «Сретенские ворота», «А Воробьев стекло не выбивал», «Где начинается небо», «У человека должна быть собака», «Кепка-невидимка», «Неприкосновенный запас» и другие, вслед за которыми сердца читателей становятся сильнее, добрее и справедливее, – пришлась на непростые годы XX века.

Трогательные отношения матери-медведицы и маленького медвежонка, героев мультфильма «Умка», родом из детства писателя.

С младенчества и до последних дней Юрий был очень привязан к матери. Она погибла летом 1942 года во время блокады от голода. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну: «Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму еще не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восемнадцать лет. Мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Я был далеко от Ленинграда. Моя младшая сестра осталась одна». Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли».

Он всегда гордился тем, что писал для детей: «Я — детский писатель и горжусь этим званием. Люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства. Я не очень-то люблю таких людей, которых невозможно представить себе детьми. В настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. Самое чистое и самое самобытное в человеке связано с детством. А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом детства».

Герои рассказов Юрия Яковлева не вписываются в рамки обывательского здравого смысла. Вопреки насмешкам и попыткам загнать их в русло мелких ценностей они живут, как привыкли жить – по мечте…

«Мои герои – мои бесценные веточки багульника», – говорил писатель. Багульник – это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время, когда за окном еще лежит снег.

Юрий Яковлев хорошо знал психологию подростка. Не случайно читатели узнают в его героях себя и своих друзей. Книга «Тайна Фенимора» — о том, как каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».

В своей книге «Немного о себе» писатель пишет: «Когда смотрю на большую, могучую реку, меня всегда интересует робкий, едва заметный ручеек, который дает ей начало. После долгих раздумий я пришел к простой истине, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

Давайте же вечером, после насыщенного событиями дня успокоимся и тихо зевнём вместе с сонным домом Юрия Яковлева…

 Сонный дом зевает тихо.
 Сонно тикают часы.
 В кухне сонные котята
 Моют ушки и усы.
 Только Сонечка-малышка
 Спать игрушкам не даёт:
 - Расскажи нам сказку, книжка,
 Дай мне лапу, бегемот!
 Ну-ка, быстрые лошадки,
 Отправляйтесь в магазин!
 Отгадай мои загадки,
 Новый плюшевый пингвин!
 Просыпайтесь, лягушата,
 Я читать вас научу!
 Стройтесь, мокрые утята
 Мы пойдём сейчас к врачу!
 Тук-тук-тук! Скорей откройте!
 Тётя Цапля, я пришла!
 Вы мне яблочко помойте,
 Я его вот здесь нашла!
 Дядя Миша косолапый,
 Ты меня не урони!
 Не мотай своею лапой -
 Сядь на стульчик и сиди!
 Волк, не рви мою пижаму
 Не тяни за хвост лису,
 Если ты разбудишь маму -
 Завтра в садик отнесу!
 Ой, тихонько! Не кричите!
 Кто-то в спальню к нам идёт!
 Всё, игрушки, замолчите,
 А не то вам попадёт.
 Лучше мы поспим немножко. 

Про другие мои любимые колыбельные можно прочитать по ссылкам: Колыбельные.Зеленая карета , Колыбельные. Колыбельная листьев , Колыбельные. Колыбельная за печкою поет сверчок…

English version

Winter has come, and with it the time for winter lullabies.

One of the first winter lullabies that come to mind, loved by me since childhood, is “Mother-Bear Lullaby” from the cartoon “Umka”.

We are almost the same age: a lullaby for a little bear was born in 1969. In the wake of the popularity of children’s cartoon, all mothers in the Soviet Union sang this warm soft melody to their babies at night. I remember the music and the words of the lullaby with every cell, in spite of the fact that the particles of me have died and been reborn many times — and the sounds of the song live in me.

This talented piece of music combines two original creators — composer Yevgeny Krylatov and poetry author Yuri Yakovlev.

Evgeny Krylatov, recognized by all as the master of the song industry, film and animation, became the author of the music for «Mother-Bear Lullaby» almost by accident. After its creation, at first he did not attach any importance to this «trifle», considering the song a passing moment.

After the release of the cartoon about the funny polar bear cub, Lullaby becomes a mega hit — and, what is especially interesting, not only and not so much for children as for adults. Today Krylatov recognizes this song as the “favorite” of everything he has written.

A decisive role in the fate of Eugene was played at that time by his good friend — composer Alexander Zatsepin, by that time widely known in the world of cinema. It was he who brought Krylatov, still a “novice” composer at the age of forty, to the Soyuzmultfilm studio, where he worked on the music for the cartoon “Umka”, and announced that he would be his co-author. Further, Alexander Sergeevich makes a noble «knight’s move» — ​​and simply disappears from the studio, leaving the creation of music for the cartoon completely in the hands of his protege. As a result, the famous » Mother-Bear Lullaby » is born («Stirring snow-white cover…»), wonderfully performed by Aida Vedishcheva.

A Lullaby for Umka (Mother-Bear Lullaby)

Stirring snow-white cover,

Night is taking over,

Why are you not sleeping, my child?

Look, here are your neighbours,

Soundly sleeping white bears,

Sweetie, go to sleep, good night.

Sailing on an ice floe,

Following the sea flow,

We are crossing cold stormy seas.

Every night, our neighbours,

Brightly shining star bears,

Light the way for distant ships.

It turns out that the author of the poems for the lullaby Yuri Yakovlev is the author of the script for the cartoon «Umka».

“Umky” in Chukchi is a male polar bear. Therefore, the author named the hero of the little polar bear dilogy Umka.

The life of Yuri Yakovlev, whose stories and stories «Kingfisher», «Sretensky Gate», «And Vorobyov did not knock out glass», «Where the sky begins», «A man must have a dog», «Invisible cap», «Emergency supply» and others, after which the hearts of readers become stronger, kinder and fairer — fell on the difficult years of the XX century.

The touching relationship of the characters from the cartoon «Umka» of the mother-bear and the little bear comes from the childhood of the writer.

From childhood to his last days, Yuri was very attached to his mother. She died from starvation in the summer of 1942 during the blockade. The young man saw her for the last time in 1940 at a military train that was taking him to the war: “Every day of my childhood was connected with my mother. Anxious and joyful, calm and sad, she was always there. She led my sister and me through a difficult life, creating a warm, non-freezing current on our way. The last time I saw my mother was on the sidings of the Moscow railway station, at a military train. I got a clipper cut, but I haven’t received my uniform yet. This was in November 1940, six months before the start of the war. I was then eighteen years old. Mom died during the blockade of Leningrad, in the summer of 1942. I was far from Leningrad. My younger sister was left alone. «The prose poem Heart of the Earth is dedicated to the mother. It ends like this: “I stroke the grass of the Piskarevsky cemetery. I’m looking for a mother’s heart. It cannot decay. It became the heart of the Earth. «

He was always proud to write for children: “I am a children’s writer and I am proud of this title. I love my little heroes and my little readers. It seems to me that there is no border between them, and I, as it were, talk about others. In children, I always try to discern tomorrow’s adult. But for me an adult also starts from childhood. I don’t really like people who cannot be imagined as children. A precious reserve of childhood is preserved in a real person until his last days. The purest and most distinctive in man is associated with childhood. And wisdom, intelligence, depth of feelings, loyalty to duty and many other wonderful qualities of an adult never conflict with his untouchable reserve of childhood. «

The heroes of Yuri Yakovlev’s stories do not fit into the framework of common sense. Despite the ridicule and attempts to drive them into the channel of petty values, they live as they used to live — according to a dream…

“My heroes are my priceless branches of wild rosemary,” the writer said. Ledum is an unremarkable shrub. In early spring, it looks like a broom of bare twigs. But if you put these twigs in water, a miracle will happen: they will bloom with small light purple flowers, while there is still snow outside the window.

Yuri Yakovlev knew the psychology of a teenager well. It is no coincidence that readers recognize themselves and their friends in his characters. The book «The Mystery of Fenimore» is about how the mysterious Fenimore appears in the boys’ bedroom at the Dubki pioneer camp every night. He turned their lives into a real adventure. He knew many stories and knew how to tell. All night long, with bated breath, the boys listened to the stories of adventures in the Wild West. In the daytime, having painted their faces with toothpaste, they rushed about with arrows and bows, hunting down the Indian enslavers. And they also fell asleep «wherever it was necessary», at night they could not sleep. This story was filmed in the third episode of the movie Three Merry Shifts.

In his book A Little About Myself, the writer writes: “When I look at a large, mighty river, I am always interested in a timid, barely noticeable stream that gives rise to it. After much thought, I came to the simple truth that love for the Motherland begins with love for the mother. And man begins with his relationship to his mother. And all the best in a person comes from his mother. «

Let’s calm down in the evening, after an eventful day and quietly yawn with Yuri Yakovlev’s sleepy house…

You can read about my other favorite lullabies at the links: Lullabies. Green carriage, Lullabies. Lullaby of leaves, Lullabies. A cricket sings behind the stove…

31 thoughts on “Колыбельные. Зимняя колыбельная/ Lullabies. Winter lullaby

Add yours

    1. Рада, что вам, Галина, тоже навевает это приятные воспоминания. Зима, вообще, такое время в России прикосновения к детству. Новый Год, Рождество, снег, санки, коньки, снежки, … и это совместные развлечения и отдых. Можно не прятать в себе детское. 😊

  1. Эту колыбельную я помню. 🙂
    А вот мультфильм мне в детстве почему-то не особо нравился.

    1. История незамысловатая. Но эмоциональная. Возможно, девчачий вариант. Мне помню нравился в детстве. 😊

  2. Мне нравился этот мультик, что-то в нем было грустное и прекрасное. И сейчас о нем каждый раз вспоминаю когда вижу на прилавке торт Умка. 😊Теперь понимаю, откуда эта грусть — от автора. Спасибо, интересно.

    1. Да. Я не знала ничего раньше об этом писателе.
      Он мне невероятно близок. Я думаю также. И всегда живу в отрыве от земли, несколько выше… так лучше видно и больше мобильности. Там чище воздух и шире пространства. Но это, действительно, немного грустно 😞, так как видно не только дали, но то, что внизу…
      дивный полет в иное, желание расширить рамки существования, окрашенное в цвета материнской и сыновьей любви… ❤️
      Соединение незашоренности практически первой вдохновенной работы Крылатова и выстраданных мыслей о смысле сущего Васильева. И всё получилось.

      1. Само так получается. Специально, видимо, невозможно такого эффекта добиться. Это медаль, которая, как и все медали, имеет две стороны.

  3. когда слышишь «Умка» -сразу возникает в сознании ассоциация с этой песней, и внутри рождается теплое ощущение чего-то настолько родного, что неразделимо на века. Спасибо за душевную статью!

    1. Рада, что вызвала хорошие воспоминания и приятные эмоции. Сама всегда реагирую на упоминание этой колыбельной с теплотой. ❤️

    1. Наслаждение уже только одно воспоминание! А как ждали мультик по телевизору в доцифровую эпоху!😊

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading