Останкино #1/ Ostankino # 1

English version below

Останкино, в отличие, например, от прилежащих к Санкт-Петербургу царских резиденций Павловска, Царского села, Петергофа, не обладает яркими природными красотами: дворец стоит на самой, что ни на есть, прозаической равнине.

Около него есть небольшой рукотворный пруд, не отличающийся ни суперсложной формой, ни экзотическим обрамлением. Этот контраст небогатой природы и роскошного произведения искусства еще резче выделяет утонченную красоту усадьбы.

Останкинский дворец. Панорама. Фото с сайта https:\\vadimrazumov.ru/ Ostankino Palace. Panorama. Photo from the site https: \\vadimrazumov.ru

Николай Петрович Шереметев начал постройку дворца в 1789 году.

Непонятно – зачем бы Николаю Петровичу, только что получившему в наследство прекрасную подмосковную усадьбу Кусково, приниматься, не откладывая, за сооружение новой усадьбы?

Для объяснения причин обыкновенно приводят факт его любви к актрисе Прасковьи Жемчуговой и желание уйти из Кускова, где все напоминало о ее скромном происхождении и прежней жизни.

Прасковья Жемчугова в роли Элианы, , главной героини оперы «Браки Самнитян» А. Гретри, неизв. художник XVIII в./ Praskovya Zhemchugova as Eliana, the main character of the opera «Marriages of the Samnites» A. Gretri, unknown. artist of the 18th century

Есть кажущаяся более вероятной версия «мании строительства», по выражению Екатерины II охватившая русских бар в конце XVIII века, которая не обошла стороной и Николая Шереметева. Кусково было созданием его отца — веселого барина Петра Борисовича, человека Елизаветинского времени. Сын же, воспитанный на Западе новыми художественными течениями, едва ли был удовлетворен кусковскими затеями. Несомненно, ему рисовался идеал дворца «в чистом вкусе», роскошное создание раннего классицизма, блещущее бесконечным разнообразием новонайденных античных форм. Так как Николай Шереметев был человеком высокообразованным, увлекался искусством и идеями Просвещения, то он решил воплотить в России одну из этих идей: построить «пантеон искусств» — здание, которое бы совмещало в себе театр, картинную галерею и библиотеку.

Этот идеал он, в значительной степени, воплотил в Останкино.

Поскольку изначально старший барин Петр Шереметев регулярно жил в своей родовой усадьбе в Кускове, Останкино было хозяйственной вотчиной. По его указанию на этой территории организовали сад квадратной формы, выстроили теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья. Вот жили же в то время богатые люди – выращивали в теплицах гранаты и оливы! Захотелось попробовать вырастить у себя на участке тоже что-нибудь экзотическое.

В 1754 году начинается прорубка «перспективных дорог» – основных планировочных элементов будущего регулярного сада. Ведется масштабная посадка аллей, для чего используются липы, клены и ели. В 1763 году упоминаются «шпалерные аллеи», которые рекомендуется стричь и подсаживать в них выпавшие деревья.

Шпалерная аллея Увеселительного сада/ Trellis Alley of the Pleasure Garden
Шпалерная аллея Увеселительного сада/ Trellis Alley of the Pleasure Garden
Шпалерная аллея Увеселительного сада/ Trellis Alley of the Pleasure Garden

В оранжереях помимо овощных и фруктовых культур начинают выращивать десятки видов декоративных растений и цветов. Начинал уже оформляться регулярный парк с цветниками и беседками, ставший основой Увеселительного сада.

В пятидесятые годы XVIII века на территории регулярного парка существовал увеселительный павильон – так называемый «воксал», мода на которые была так распространена в те годы.

Усадьба была получена Петром Шереметевым в приданое от его жены Варвары, единственной дочери канцлера Российской империи Алексея Черкасского, в браке, объединившим два богатых и знатных российских рода. Принадлежало Останкино Шереметевым вплоть до 1917 года.

Но расцвет усадьбы безусловно был связан с младшим Шереметевым – Николаем Петровичем, который сделал Останкино своей летней резиденцией и создал театральную труппу, состоявшую из более чем 300 человек. При нём Останкино стало одним из самых красивых усадебных ансамблей России.

Насыпная горка, беседка «Парнас» и вековые деревья Увеселительного сада/ Filled hill, gazebo «Parnas» and century-old trees of the Pleasure garden

Если говорить об Останкинском парке, то он состоял из Увеселительного и Прибавочного садов, которые представляли собой соответственно регулярную «французскую» и «английскую» пейзажную части. По сей день парк имеет такую же структуру.

Увеселительный сад и сейчас известен под старинным названием. Он примыкает непосредственно к дворцу и поддерживается в виде французского парка.

Увеселительный сад/ Pleasure garden
Увеселительный сад/ Pleasure garden
Разбираемся с устройством шпалерной аллеи Увеселительного сада/ We deal with the device of the trellis alley of the Pleasure garden

К Увеселительному саду была присоединена территория, простиравшаяся в северном направлении до речки Каменки и занимавшая сотни гектаров. Она была охвачена сложной системой дорожек для дальних прогулок, ведущих мимо копанного садового пруда через лес к каскадам прудов, устроенных вдоль течения Каменки. Эта часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась Прибавочным садом. Он наиболее полно отвечал требованиям, предъявляемым к пейзажным английским паркам. Помимо дорожек в Прибавочном саду были устроены павильоны и беседки. На прудах было возможно катание на лодках.

С 1918 года парк находился в ведении Государственного музея творчества крепостных, которым при советской власти становится усадьба Останкино. В 1932 году Прибавочный сад был реорганизован в Парк культуры и отдыха имени Феликса Дзержинского. В 1991 году парку было возвращено историческое название — парк Останкино, как по сей день парк и называется.

Пруд в Останкино/ Pond in Ostankino
Пруд в Останкино/ Pond in Ostankino
Пруд в Останкино/ Pond in Ostankino

Сейчас его территория составляет около 72 га. На ней сохранился старинный барский пруд с лодочной станцией, проложены многочисленные аллеи и дорожки с параллельными велодорожками, вдоль аллей установили лавочки, беседки, гамаки. В парке находится конный клуб, для детей, конечно, предусмотрены современные детские площадки с тренажерами и аттракционами. Это место выполняет всё те же функции, что и раньше, по приятному проведению досуга на природе. Вот только охотничьих угодий и охоты в наше время в парке уже нет.

Так же, как нет уже той знаменитой пончиковой советских времен, о которой я писала в публикации Вкус детства. Какой он?. Мы с бабушкой любили гулять именно в парке Останкино. Трамвай довозил нас минут за 10 до входа в парк, напротив которого была та самая пончиковая, в которую еще надо было и очередь отстоять.

Та самая пончиковая в Останкино…/ The same donut shop in Ostankino…
Та самая пончиковая в Останкино…/ The same donut shop in Ostankino…

Именно тогда закладывались первые лишние жировые клетки.

Мы с бабушкой покупали всегда 1 кг пончиков на двоих. И с наслаждением за небольшое время съедали всё без остатка. Я каталась на детских аттракционах, а бабушка получала от этого великое удовольствие.

Это демократическая, народная часть парка, не требующая оплаты за вход.

Пруд в Останкино/ Pond in Ostankino

Увеселительный же сад, прилегающий непосредственно ко дворцу, посещают согласно купленным билетам.

Увеселительный сад/ Pleasure garden
Увеселительный сад/ Pleasure garden
Увеселительный сад/ Pleasure garden

В те старые времена активные работы по обустройству будущей территории Сада велись вначале под руководством садовников-иностранцев – Карла Рейнерта, Иогана Манштатта, Петра Ракка. Замысел же и общая планировка окончательной версии Сада принадлежали графу Николаю Петровичу Шереметеву. Алексей Миронов, крепостной архитектор, воплотил замысел графа и общую планировку Сада на бумаге. Бессменный управляющий садом Роберт Маннерс был нанят в 1796 году и пробыл в Останкино тридцать лет. Он, основываясь на имеющемся плане и пожеланиях графа, руководил работами на земле.

В результате территория созданного в 1793-1795 годах Увеселительного сада включала:

Шпалерная аллея Увеселительного сада/ Trellis Alley of the Pleasure Garden
Партер с цветниками в Увеселительном саду, до 1926 года/ Parterre with flower beds in the Pleasure Garden, before 1926
  • полуовальной формы участок с тремя парами цветников, который окаймляла крытая аллея – берсо;
  • регулярный французский сад с четкой системой треугольных липовых рощиц;
  • справа и слева от полуовального партера располагались участки парка со свободной живописной планировкой.
Треугольные липовые рощицы Увеселительного сада/ The Triangular Linden Groves of the Pleasure Garden
Треугольные липовые рощицы Увеселительного сада/ The Triangular Linden Groves of the Pleasure Garden
Участки Увеселительного сада со свободной живописной планировкой/ Plots of the Pleasure Garden with a free scenic layout

К западному крыльцу дворца примыкала пейзажная часть парка со старым кедром и кедровой рощей, заложенной Щелкаловым еще на рубеже XVI-XVII веков, которая к этому времени стала настоящим могучим кедровым лесом.

Южнее находился Собственный садик Николая Петровича Шереметева, планировка которого еще не была завершена.

Основные породы деревьев парка Останкино, были липа, клен, береза и ель. Экзотические виды растений в парках в конце XVIII века были редкостью. В Останкино же в это время произрастала целая кедровая роща, здесь же был и питомник по выращиванию этих растений.

Вот так увидел парк Останкино в 1880-е годы Исаак Левитан.

Исаак Левитан. Аллея. Останкино. 1880-е/ Isaac Levitan. Alley. Ostankino. 1880s
Исаак Левитан. Дуб. 1880-е/ Isaak Levitan. Dub. 1880-s
Исаак Левитан. Дубовая роща. Осень. 1880-е/ Isaac Levitan. Oak Grove. Fall. 1880s
Исаак Левитан. Останкино 1880-е. Набросок/ Isaac Levitan. Ostankino 1880s. Sketch

В настоящее время Увеселительный сад занимает всего 11 гектаров. В парке еще растут около ста пятидесяти старинных деревьев — лип, дубов, вязов, которым, 160—200 лет и более.

Вековые деревья Увеселительного сада/ The age-old trees of the Pleasure garden
Увеселительный сад/ Pleasure garden
Увеселительный сад/ Pleasure garden
Увеселительный сад/ Pleasure garden

Надо отметить, что, вообще, парки осенью – самые красивые места Москвы. Поэтому мы посещали Увеселительный сад именно в сентябре, когда природа сама расцвечивает его убранство.

Облик Увеселительного сада дополняли две беседки. Одна из них венчала Парнас — искусственно насыпанную горку, которая преображала скучный равнинный ландшафт этой части тогдашнего Подмосковья. Беседка представляла собой легкую деревянную и оштукатуренную конструкцию, верхняя часть которой украшена изящной лепниной. Она являлась прекрасной доминантой этой части парка и одной из лучших видовых точек ансамбля. Сейчас мы можем любоваться воссозданным в 1990-е годы вариантом этой изящной беседки.

Насыпная горка и беседка «Парнас» Увеселительного сада/ A voluminous slide and gazebo «Parnas» of the Pleasure garden
Насыпная горка и беседка «Парнас» Увеселительного сада/ A voluminous slide and gazebo «Parnas» of the Pleasure garden
Насыпная горка » Увеселительного сада/ A voluminous slide of the Pleasure garden

Вторая беседка – так называемая «Беседка – храм» – находилась на продолжении оси одной из аллей парка.

«Беседка – храм» Увеселительного сада/ «Gazebo — Temple» of the Pleasure garden

К западу от дворца и вглубь парка по задумке хозяина был размещен Парк скульптур.

Скульптура в Увеселительном саду/ Sculpture in the Pleasure Garden
Скульптура в Увеселительном саду/ Sculpture in the Pleasure Garden
Скульптурная группа «Три грации» в Увеселительном саду/ The sculptural group «Three Graces» in the Pleasure Garden
Скульптура в Увеселительном саду/ Sculpture in the Pleasure Garden
Статуя Аполлона перед Останкинским дворцом/ The statue of Apollo in front of the Ostankino Palace

С середины XIX века в Останкино начинает расцветать дачная жизнь, появляются «летние» жители, которым останкинская контора Шереметевых сдавала в наем парковые флигеля и усадебные постройки. Прогулки вокруг пруда, катание на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями.

Останкино. Источник: Журнал «Искра», 1904/ Ostankino. Source: Magazine «Iskra», 1904
Фото до 1910 года. Вид_на дорогу из Марьиной Рощи в Останкино; на втором плане — усадьба Шереметева/ Photo before 1910. View_ on the road from Maryina Roshcha to Ostankino; in the background — the Sheremetev estate

Об интерьерах же прекрасного Останкинского дворца я расскажу в следующей публикации: Останкино #2.

Несколько старинных карт местности

1648
1766
1823
1907

English version

Ostankino, in contrast, for example, to the royal residences of Pavlovsk, Tsarskoe Selo, Peterhof adjacent to St. Petersburg, does not possess vivid natural beauties: the palace stands on the most prosaic plain. Near it there is a small man-made oval pond, which is not distinguished by either a complex shape or an exotic frame. This contrast between the poor nature and the luxurious work of art further emphasizes the sophisticated beauty of the estate.

Nikolai Petrovich Sheremetev began building the palace in 1789.

It is incomprehensible — why would Nikolai Petrovich, who has just inherited the beautiful Kuskovo estate near Moscow, take up the construction of a new estate without delay?

To explain the reasons, they usually cite the fact of his love for the actress Praskovya Zhemchugova and the desire to leave Kuskovo, where everything reminded of her humble origins and former life.

There is a seemingly more probable version of the «construction mania», in the words of Catherine II, swept the Russian bar at the end of the 18th century, which did not bypass N.P. Sheremetev. Kuskovo was the creation of his father — the merry master Peter Borisovich, a man of the Elizabethan time. His son, raised in the West by new artistic trends, was hardly satisfied with Kuskov’s ideas. Undoubtedly, he drew the ideal of a palace «in pure taste», a luxurious creation of early classicism, shining with an endless variety of newly found antique forms. Since Nikolai Sheremetev was a highly educated man, was fond of art and the ideas of the Enlightenment, he decided to embody one of these ideas in Russia: to build a «pantheon of arts» — a building that would combine a theater, an art gallery and a library.

He, to a large extent, embodied this ideal in Ostankino.

Since initially the senior master Peter Sheremetev lived regularly in his family estate in Kuskovo, Ostankino was an economic fiefdom. On his instructions, a square garden was organized on this territory, greenhouses and greenhouses were built, in which lemons, peaches, pomegranates, almonds, fig and olive trees were grown. Rich people lived at that time — they grew pomegranates and olives in greenhouses! I wanted to try to grow something exotic on my site too.

In 1754, cutting of «promising roads» began — the main planning elements of the future regular garden. A large-scale planting of alleys is underway, for which lindens, maples and spruces are used. In 1763, «trellis alleys» are mentioned, which are recommended to be cut and planted in fallen trees. In greenhouses, in addition to vegetable and fruit crops, dozens of species of ornamental plants and flowers are being grown. A regular park with flower beds and gazebos was already beginning to take shape, which became the basis of the Pleasure Garden.

In the fifties of the 18th century on the territory of the regular park there was an entertainment pavilion — the so-called «voxal», the fashion for which was so widespread in those years.

The estate was received by Peter Sheremetev as a dowry from his wife Varvara, the only daughter of the Chancellor of the Russian Empire Alexei Cherkassky, in a marriage that united two rich and noble Russian families. It belonged to Ostankino Sheremetevs until 1917.

But the flourishing of the estate was undoubtedly associated with the younger Sheremetev, Nikolai Petrovich, who made Ostankino his summer residence and created a theater troupe of more than 300 people. Under him Ostankino became one of the most beautiful manor ensembles in Russia.

If we talk about Ostankino Park, then it consisted of the Pleasure and Surplus Gardens, which were, respectively, a regular «French» and «English» landscape part. To this day, the park has the same structure.

The amusement garden is still known by its old name. It adjoins directly to the palace and is maintained as a French park.

The territory was added to the Pleasure Garden, stretching in the northern direction to the Kamenka River and occupying hundreds of hectares. It was surrounded by a complex system of long walks, leading past a dug garden pond through the forest to cascades of ponds arranged along the Kamenka River. This part of the park was developed as the land was acquired and was called the Surplus Garden. It most fully met the requirements for landscape English parks. In addition to the paths, pavilions and pavilions were arranged in the Surplus Garden. Boating was possible on the ponds.

Since 1918, the park has been under the jurisdiction of the State Museum of Serf Art, which became the Ostankino estate under Soviet rule. In 1932, the Surplus Garden was reorganized into the Felix Dzerzhinsky Park of Culture and Leisure. In 1991 the historical name was returned to the park — Ostankino Park, as the park is called to this day.

Now its territory is about 72 hectares. An old man’s pond with a boat station has been preserved on it, numerous alleys and paths with parallel bike paths have been laid, benches, gazebos and hammocks have been installed along the alleys. There is an equestrian club in the park, for children, of course, there are modern playgrounds with exercise equipment and attractions. This place performs all the same functions as before, for a pleasant pastime in nature. But there are no hunting grounds and hunting in the park nowadays.

Just as there is no longer that famous donut of the Soviet era, about which I wrote in the publication Taste of Childhood. What is he? My grandmother and I loved to walk in Ostankino Park. The tram drove us about 10 minutes before the entrance to the park, opposite which there was the same donut shop, where we still had to stand in line. It was then that the first excess fat cells were laid. My grandmother and I always bought 1 kg of donuts for two. And with pleasure in a short time they ate it without a trace. I went for a ride on children’s attractions, and my grandmother got great pleasure from it.

This is a democratic, popular part of the park that does not require an entrance fee.

The Pleasure garden, adjacent directly to the palace, is visited according to the purchased tickets.

In those old days, active work on the arrangement of the future territory of the Garden was carried out at first under the guidance of foreign gardeners — Karl Reinert, Johann Manstatt, Peter Rakk. The idea and the general layout of the final version of the Garden belonged to Count Nikolai Petrovich Sheremetev. Alexey Mironov, a fortress architect, embodied the Count’s plan and the general layout of the Garden on paper. The permanent manager of the garden, Robert Manners, was hired in 1796 and stayed in Ostankino for thirty years. He, based on the existing plan and the wishes of the count, directed the work on the ground.

As a result, the territory of the Pleasure Garden created in 1793-1795 included:

• a semi-oval plot with three pairs of flower beds, which was bordered by a covered alley — berso;

• regular French garden with a clear system of triangular lime groves;

• to the right and left of the semi-oval parterre, there were park areas with a free picturesque layout.

A landscape part of the park with an old cedar and a cedar grove founded by Shchelkalov at the turn of the 16th-17th centuries, which by that time had become a real mighty cedar forest, adjoined the western porch of the palace.

To the south was Nikolai Petrovich Sheremetev’s own garden, the layout of which had not yet been completed.

The main tree species in Ostankino Park were linden, maple, birch and spruce. Exotic plant species in parks at the end of the 18th century were rare. In Ostankino, at that time, a whole cedar grove grew, and there was also a nursery for growing these plants.

The famous Isaac Levitan painted views of Ostankino Park in the 1880s.

Currently, the Pleasure Garden occupies only 11 hectares. The park still has about one hundred and fifty old trees — limes, oaks, elms, which are 160-200 years old and more.

It should be noted that, in general, parks in autumn are the most beautiful places in Moscow. Therefore, we visited the Pleasure Garden in September, when nature itself colors its decoration.

Two gazebos complemented the look of the Pleasure Garden. One of them crowned Parnassus, an artificially poured hill that transformed the boring flat landscape of this part of the then Moscow region. The gazebo was a light wooden and plastered structure, the upper part of which was decorated with elegant stucco molding. She was a beautiful dominant of this part of the park and one of the best vantage points of the ensemble. Now we can admire the version of this elegant gazebo recreated in the 1990s.

The second gazebo — the so-called «Gazebo — Temple» — was located on the continuation of the axis of one of the park alleys.

To the west of the palace and into the depths of the park, according to the owner’s idea, the Sculpture Park was located.

From the middle of the 19th century, dacha life began to flourish in Ostankino, “summer” residents appeared, to whom the Ostankino office of the Sheremetevs rented out park wings and manor buildings. Walks around the pond, boating, night fireworks on the water were part of the Ostankino entertainment program of that time. The alleys led the walkers to distant oak forests, into the depths of the forest, which had previously served as hunting grounds.

I will tell you about the interiors of the beautiful Ostankino Palace in the next publication: Ostankino #2.

Останкино #1/ Ostankino # 1: 27 комментариев

Добавьте свой

      1. У нас в семье красавцем считается сын. Такой расклад. Кстати пользоваться реально этим не умеет и довольно часто страдает от этого.

        Нравится 1 человек

      2. Страдает от чего? От того. что красавец или оттого, что пользоваться не умеет?
        Мой ориентир красоты — собственные ощущения при восприятии😊.

        Нравится 1 человек

      3. Не знал — как грамотно общаться с девушками, которые хотели с ним более близких отношений, а ему это было не нужно. 😊

        Нравится 1 человек

      4. Наверно. Но определенный дискомфорт сыну приносило. По фотографиям всегда мне говорили — какой красавчик. Все-таки люди по внешнему в первый момент оценивают, как по одежке.
        Как раз у сына внешнее не соответствовало внутреннему: его воспринимали как мачо, если у него такая внешность, а он ранимый, эмоциональный и опасливый в отношениях.
        Я, например, всегда думала, что хорошо бы у меня волосы были густые и кудрявые, а они никак не кудрявились.
        А люди, у которых роскошные кудри, были недовольны и все время их распрямляли.
        Внутреннее ощущение человека частенько не соответствует его внешнему образу.

        Нравится 1 человек

      5. На работу хожу. Все говорят, что потом сильная усталость преследует. Пока не заметила. Но я сильно стараюсь не напрягаться. 😊
        Так что вроде нормально.

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: