Нос или заговор «не таких»/ Nose or conspiracy «not like these»

English version below

Очень давно не смотрели взрослую мультипликацию. 

Всё-таки её возможности гораздо шире, чем у просто кино: образы богаче, ситуации невероятнее, палитра намеков и аллюзий глобальнее. В полнометражной ленте «Нос или заговор «не таких» (2020) восхищает драматургия практически каждого кадра.

Автор этого «мультивидово́го» произведения Андрей Хржановский, великий советский аниматор, соединяет в своей картине кроме анимации, в комбинации различных профессиональных техник, ещё документальное и игровое кино, фотомонтаж, просто текст, который не требует дополнительной визуализации. Сам автор называет это взаимопроникновение видов искусств, стилей и техник полистилистикой. 

Каждый зритель в этой картине может увидеть своё.

Возможно, сложную судьбу авангарда в целом и в России в частности. Или отношение власти и общества к культуре, а также интерпретацию лозунга сталинских времен «культуру в массы». Не исключено, что могут возникнуть и мысли о том, к чему способна привести диктатура ограниченной персоны, любящей решать и «культурные» вопросы, а также навязывание властью извращенных морально-нравственных принципов… и т. д. и т. п.

А ещё можно услышать замечательную музыку Шостаковича, написанную для оперы «Нос», в неразрывном слиянии с объемными анимационными образами, её сопровождающими. Или увидеть смешение фантазийного и реального пространств картины, наполняющих её новыми смыслами, а также прочитать историю постепенного подавления свободы творчества и самовыражения под музыку Шостаковича и под страхом расправы.

И уже осознать, наконец, в рамки каких неожиданных выразительных средств может втиснуться прямолинейная интеграция народных мелодий с новейшими музыкальными формами, вместиться призрачная попытка поставить выверенные веками музыкальные гармонии в один ряд с авангардом.  Ох. Всякому овощу свое место. 

«Нос или заговор «не таких» – это произведение, которое позволяет задуматься о глубинных причинах развития искусства именно таким путем, каким это происходило ранее и происходит сейчас. О том, что за этим стоит. 

Это, безусловно, история про творческую интеллигенцию советского времени, про лучших людей страны, которые страдали от притеснений власти, но не могли не творить, не могли не искать новое, которые трагически умирали или… что ещё может быть ужаснее? …теряли свои непревзойдённые произведения искусства.

При этом для меня выдержка из письма Мейерхольда, показанная зрителям в конце картины, затмила впечатление от всего увиденного ранее. Всё предыдущее великолепие образов и путь зрителя по трепещущей линии сюжета меркнет по силе воздействия перед этими словами. 

English version

We haven’t watched adult animation for a very long time.

Still, its capabilities are much wider than those of a simple movie: the images are richer, the situations are more incredible, the palette of hints and allusions is more global. In the full-length film “Nose or conspiracy «not like these” (2020), the drama of almost every frame is admired.

The author of this «multi-view» work, Andrei Khrzhanovsky, a great Soviet animator, combines in his picture, in addition to animation, in a combination of various professional techniques, also documentary and feature films, photomontage, just text that does not require additional visualization. The author himself calls this interpenetration of arts, styles and techniques polystylistics.

Each viewer in this picture can see his own.

Perhaps the difficult fate of the avant-garde in general and in Russia in particular. Or the attitude of the authorities and society to culture, as well as the interpretation of the slogan of Stalin’s times «culture to the masses». It is possible that thoughts may arise about what the dictatorship of a limited person who loves to solve «cultural» issues can lead to, as well as the imposition of perverted moral and ethical principles by the authorities … etc., etc.

And you can also hear the wonderful music of Shostakovich, written for the opera «The Nose», in an indissoluble fusion with the voluminous animation images that accompany it. Or see the mixture of fantasy and real spaces of the picture, filling it with new meanings, as well as read the story of the gradual suppression of freedom of creativity and self-expression to the music of Shostakovich and on pain of reprisals.

And already to realize, finally, into the framework of what unexpected expressive means the straightforward integration of folk melodies with the latest musical forms can squeeze in, to accommodate a ghostly attempt to put musical harmonies verified over the centuries on a par with the avant-garde. Oh. Every vegetable has its place.

“Nose or conspiracy «not like these” is a work that allows you to think about the deep reasons for the development of art in exactly the way it happened before and is happening now. About what is behind it.

This is, of course, a story about the creative intelligentsia of the Soviet era, about the best people of the country who suffered from the oppression of the authorities, but could not help but create, could not help looking for something new, who died tragically, or … what else could be worse? … lost their unrivaled works of art.

At the same time, for me, an excerpt from Meyerhold’s letter, shown to the audience at the end of the picture, overshadowed the impression of everything I had seen earlier. All the previous splendor of images and the path of the viewer along the trembling line of the plot pales in the power of influence before these words.

18 thoughts on “Нос или заговор «не таких»/ Nose or conspiracy «not like these»

Add yours

    1. Для него не очень подходит слово «мультик». Это серьезная произведение. Просто с использованием мультипликации.
      А в голове все равно не укладывается — как возможны такие пытки всего лишь за иное представление об искусстве. Дикость и звериная жестокость.

      1. Человек — непредсказуемое животное. Любит властвовать и контролировать. Ради этого оно готово на любую жестокость. Но если подняться над своей животностью и сознательно проживать каждый день, то многое может измениться. Разум-то нам не зря дан.

      2. Спасибо, Нарине, за оптимизм и и веру в человечество. Остается только надеется на возможность этого. 🌞

  1. Какое совпадение! Я как раз пишу об этом фильме. Просто все время откладываю — не устоялось впечатление для меня. И иллюстраций не хватает, где вы брали свои?

    1. Часто совпадаем. Просто брала из интернета по поиску кадров из картины. Довольно мало черно-белых было. Пришлось разные ресурсы просматривать. А так много кадров выложено. Но самые интересные из той части про Нос, где композиционные сложные картинки не нашлись.

    1. Сложности объективные. Были и будут. Советское время отличилось особой жестокостью власти к возможности людей начать под воздействием искусства начать думать.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading