Троице-Сергиева Лавра #2/ Trinity-Sergius Lavra #2

English version below

Впечатляет Колокольня Троице-Сергиевой Лавры?

Звонница рвётся ввысь так, что храмы, о которых рассказывалось в начальной публикации про Лавру, в сравнении с ней отдыхают.

Высота Колокольни (1741 – 1770 гг.)составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Мы же так теперь любим сравнивать цифры. При этом Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, кроме своей устремленности в небо, еще и крайне соразмерна, чем необычайно радует нас, хотя мы и не думаем в этот момент об этом.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры. 2014/ Bell tower of the Trinity-Sergius Lavra. 2014

Специально для Колокольни известный тульский мастер Иван Кобылин Большой изготовил в 1784 г. башенные часы с курантами, которые работали на протяжении 120 лет и только в 1905 г. их механизм заменили новым.  

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры. 1987/ Bell tower of the Trinity-Sergius Lavra. 1987

Великолепная звонница, несмотря на свои размеры, изящная и легкая, была заполнена колоколами различных размеров и звуковых тональностей. Первоначально на ней было подвешено 42 колокола. (Позднее их число доходило до 50.) Самый большой — Царь-колокол, весил 4065 пудов (65 т), отлитый по указанию Елизаветы в 1748 году был самым большим колоколом России (после двух кремлевских). Огромные размеры и вес имел также Воскресный или Корноухий колокол (1270 пудов), отлитый знаменитым Ф. Маториным в 1683 году и названный так за то, что не имел медных отливных ушей. Полиелейный (Годуновский) колокол весом 1850 пудов был отлит при царе Борисе Годунове в 1650 году.

Самыми же древними колоколами Лаврской звонницы являются колокол Славословный («Лебедь») весом 625 пудов, отлитый Борисом Годуновым в 1594 году, и небольшой 20-пудовый Никоновский, отлитый еще в 1420 году при игуменстве преподобного Никона Радонежского.

Звуком радостным и томным 

Стонут сорок колоколов. 

Корноух с Царем огромным, 

Звонкий Лебедь, Годунов 

С Переспором всем собором

Повторяют песнь веков.

Трагической была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой Лавры. Колокола на величественной 88-метровой Лаврской колокольне поражали своей величиной и искусством колокольного литья. По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов – за исключением некоторых наиболее древних. Музейщики, правда, никак не соглашались на уничтожение Воскресного (Корноухого) колокола, отлитого в XVII веке. В результате завидной настойчивости чиновников сняли и Корноухий…

“Мрачный фанатизм” представителей власти зачастую невозможно остановить. В архивах МОНО сохранился рукописный список 1930—1931 годов, подводящий итоги этапа антиколокольной компании. Согласно этому списку Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов весом 8165 пудов, причем находящемуся в монастыре Сергиевскому музею были оставлены лишь небольшие колокола 1420, 1598 и 1649 годов и пр. 

Уже в XXI веке были восстановлены убитые тогда колокола. Всегда задаюсь вопросом: почему же сначала надо разрушить дотла, а потом героически заново создавать? И так из раза в раз. Неужели мы такие тупые, что будем наступать на одни и те же грабли несчетное количество раз?

В 1999-2001 гг. была проведена масштабная реставрация колокольни. В последующие годы были заново отлиты три больших благовестных колокола: в 2002 г. — «Первенец», весом 27 т., и «Благовестник», весом 35,5 т, в 2003 г. — «Царь-колокол», весом 72 т, который стал самым большим действующим колоколом в православном мире. 

В 2012-2014 гг. в рамках подготовки к празднованию 700-летия Преподобного Сергия на территории монастыря развернулись крупнейшие за всю историю Лавры реставрационные работы. Глубокой научной реставрации, как внутри, так и вне, подверглась и главная Лаврская звонница. Сегодня мы видим красавицу колокольню практически в первозданном её великолепии.

Возобновлены знаменитые Лаврские звоны, всегда славившиеся своей красотой и силой звучания.

Работы по развитию и реставрации обители проводились не только к празднованию 700-летия Преподобного Сергия, но и сильно ранее – к другим круглым датам жизни знаменитого святого.

Например, работы по строительству Церкви преподобного Сергия с Трапезной палатой закончились в 1692 г., ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия.

Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами.

Троице-Сергиева Лавра. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Church of St. Sergius with the Refectory Chamber. 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Church of St. Sergius with the Refectory Chamber. 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Church of St. Sergius with the Refectory Chamber. 2014

Трапезный храм — один из самых значительных и красивейших в Лаврском архитектурном ансамбле, он выглядит как дворец. И его внутреннее убранство не уступает внешнему великолепию.

Троице-Сергиева Лавра. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь). 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Church in honor of the Appearance of the Most Holy Theotokos with the holy Apostles to the Monk Sergius of Radonezh (Mikheevskaya Church). 2014

К Трапезной церкви прилепилась Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.) – самый маленький по размерам храм Лавры воздвигнут над гробом преподобногоМихея, ученика и келейника прп. Сергия. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея.

И еще одно очень красивое здание – Дворец Царские чертоги.

Троице-Сергиева Лавра. Дворец Царские чертоги. Ворота. 1987/ Trinity-Sergius Lavra. Palace of the Royal Palace. Goal. 1987

Этот двухэтажный дворец XVII века произведение московского барокко, привлекает внимание яркими изразцами на стенах и отделкой «шахмат».

Троице-Сергиева Лавра. Дворец Царские чертоги. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Palace of the Royal Palace. 2014

В этом же здание находится Покровская церковь. На фотографии вдалеке видна её маковка

Здание Царских чертогов — это бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича. Русский монарх часто посещал Троице-Сергиев монастырь и делал это вместе с семьей и многочисленной свитой, насчитывавшей порой до 500 человек. Всех их нужно было где-то размещать, для этого между Успенским собором и северной стеной Лавры и возвели Путевой дворец.

Троице-Сергиева Лавра. Дворец Царские чертоги. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Palace of the Royal Palace. 2014

Троице-Сергиев монастырь посещал не только Алексей Михайлович. Рассказывают, что Елизавета Петровнаходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком за 52 км, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете обратно во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Путешествие в Лавру растягивалось на месяцы, но зато было не очень утомительным.

По другой информации, таким образом поступала Екатерина Вторая,и в день она проходила по 10-15 верст.

Не знаю, кто из императриц так ходил в обитель, но доподлинно известно, что статус и наименование Лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

А вот и церковь, лестница которой привлекла нас особенно в незабываемый 1987 год.

Троице-Сергиева Лавра. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Лестница. 1987/ Trinity-Sergius Lavra. Church of the Smolensk Icon of the Mother of God (Hodegetria). Stairs. 1987
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Лестница. 1987/ Trinity-Sergius Lavra. Church of the Smolensk Icon of the Mother of God (Hodegetria). Stairs. 1987

Троице-Сергиева Лавра. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Лестница. 1987/ Trinity-Sergius Lavra. Church of the Smolensk Icon of the Mother of God (Hodegetria). Stairs. 1987

Теперь уже на ней не пофотографируешься – проход закрыт.

Троице-Сергиева Лавра. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Лестница. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Church of the Smolensk Icon of the Mother of God (Hodegetria). Stairs. 2014

В прошлом веке, огибая Колокольню, посетители Лавры попадали в сквер, откуда сквозь высокие деревья открывался вид на Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) (1746 – 1753 гг.). Надо отметить, что тогда церковь была выкрашена в бледно-голубой цвет.

Троице-Сергиева Лавра. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). 1987/ Trinity-Sergius Lavra. Church of the Smolensk Icon of the Mother of God (Hodegetria). 1987
Троице-Сергиева Лавра. На заборе сквера рядом с Колокольней. 1987/ Trinity-Sergius Lavra. On the fence of the square next to the Bell Tower. 1987
Троице-Сергиева Лавра. На заборе сквера рядом с Колокольней. 1987/ Trinity-Sergius Lavra. On the fence of the square next to the Bell Tower. 1987

На том месте, где стоит теперь Церковь Смоленской иконы Божией Матери, в начале XVIII века располагалось каменное здание братской поварни, на наружной стене которой находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. В настоящее время эта икона находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, а на наружной восточной стене церкви установлена почитаемая копия.

Троице-Сергиева Лавра. Резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской (копия). 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Carved icon of the Mother of God «Hodegetria» of Smolensk (copy). 2014

В 1730 году чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки и который, после сего видения, получил исцеление. 

«О храмовом сей церкви образе Божией Матери в рукописном описании Лавры, составленном в 1781 году, приводится показание старожилов, взятое в 1746 году, что в 1730 году образ сей, стоявший в то время на стене палаты, представился в сонном видении псаломщику, имевшему пригнутыя к спине и изсохшия руки; что после сего видения псаломщик получил исцеление и, по важности события, был представлен Императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами»/ А. В. Горский.

Троице-Сергиева Лавра. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Сзади: слева — Церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких и Больничные палаты, справа — Каличья башня. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Church of the Smolensk Icon of the Mother of God (Hodegetria). Behind: on the left — the Church of St. Zosima and Savvaty of Solovetsky and Hospital Chambers, on the right — Kalichya Tower. 2014

Рядом с Церковью Смоленской иконы Божией Матери расположились Церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких и Больничные палаты (1637 г.). Это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница. В настоящее время здесь располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры.

Троице-Сергиева Лавра. Каличья башня. 2014/ Trinity-Sergius Lavra. Kalichya Tower. 2014

Также в прямой видимости с этого места Каличья башня (1772 г.) Лавры. Шатровое завершение покрыто зеленой глазурованной черепицей, по примеру Троицкой башни Кремля.

Наша прогулка по Троице-Сергиевой Лавре подошла к концу.

Надеюсь, что тем, кто бывал здесь, наша экскурсия навеяла приятные воспоминания, а тем, кто еще не был в этом знаковом месте, – захотелось на него посмотреть вживую.

По моим ощущениям, в Лавру лучше приезжать, когда в ней как можно меньше людей. Это будут совсем иные впечатления, чем при наплыве посетителей. Она, возможно, приоткроет вам свои тайные знания и даст прикоснуться к настоящему…

Для любителей истории привожу краткую справку о Сергии Радонежском.

Историческая справка

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева Лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин – рядом с Коломной, Высоцкий монастырь – в Серпухове, Георгиевский – на Клязьме.

Также его называют духовным собирателем русского народа.

Считается, что Сергий примирял враждующих князей, поэтому его называют хранителем земли русской.

В Житии говорится, что святой «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Когда родился святой, точно никто не знает, Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Родился он в семье ростовских бояр Кирилла и Марии под именем Варфоломей, где было еще два сына Стефан и Петр.

Будучи еще подростком, Варфоломей со своей семьей, разорившейся от набегов татар, спасаясь от голода, переезжает в Радонеж.

Покровителем учащихся Сергий считается, потому что был очень образованным человеком и передавал свои знания ученикам. Он знал несколько языков, много читал и многое знал, хотя в детстве ему грамота совсем не давалась, и он «со слезами молился Богу». Овладел же он грамотой благодаря терпению и труду.

Хотя Житие преподобного рассказывает так: «Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников», что и произошло.

Несмотря на то, что его родители были религиозными людьми, видя, как Варфоломей еще с детства постился строгим постом и ото всего воздерживался, они взяли с него слово, что в монахи он уйдет только после их смерти.

Так и произошло. В двадцатитрехлетнем возрасте Варфоломей, отдав свою долю наследства младшему брату Петру, позвал старшего брата Стефана жить в пустыню.

Братья после долгих поисков «наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода», на холме Маковец соорудили келью, а затем и небольшую церковь, которую братья, посовещавшись, решили освятить во имя Святой Троицы.

Стефан недолго пробыл с братом: аскетичная жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и он ушел в Москву, поселившись в Богоявленском монастыре, где и стал духовником Великого князя Симеона.

Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом.

1342 год — одна из предполагаемых дат образования обители, впоследствии Троице-Сергиевой Лавры.

Как и все древнерусские ансамбли, он воз­ник не сразу, а постепенно.

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарами.

Он не единожды перестраивался, первое каменное сооружение было возведено в 1422 году – Троицкий собор, в росписи которого принимал участие Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая рублёвская «Троица».

English version

Is the Bell Tower of the Trinity-Sergius Lavra impressive?

The belfry rushes upward so that the temples, which were described in the initial publication about the Lavra, are resting in comparison with it.

The height of the Bell Tower (1741 — 1770) is 88 m, which is 11 m higher than the belfry of the Novodevichy Convent and 6 m higher than the Ivan the Great Bell Tower in the Moscow Kremlin. We now love to compare numbers. At the same time, the Bell Tower of the Trinity-Sergius Lavra, in addition to its aspiration to the sky, is also extremely proportionate, which makes us unusually happy, although we do not think about it at this moment.

Especially for the Bell Tower, the famous Tula master Ivan Kobylin Bolshoi made in 1784 a tower clock with chimes, which worked for 120 years, and only in 1905 their mechanism was replaced with a new one.

The magnificent belfry, despite its size, graceful and light, was filled with bells of various sizes and sound tones. Initially, 42 bells were suspended from it. (Later their number reached 50.) The largest — Tsar Bell, weighed 4065 poods (65 tons), cast at the direction of Elizabeth in 1748 was the largest bell in Russia (after two Kremlin bells). The Sunday or Kornouhy bell (1270 pounds), cast by the famous F. Matorin in 1683 and named so because it did not have copper ebb ears, was also of enormous size and weight. The polyeleo (Godunovsky) bell weighing 1850 pounds was cast in the reign of Tsar Boris Godunov in 1650.

The most ancient bells of the Lavra belfry are the Glorious («Swan») bell weighing 625 pounds, cast by Boris Godunov in 1594, and the small 20-pound Nikon bell, cast back in 1420 under the abbess of the Monk Nikon of Radonezh.

The story of the death of the famous bells of the Trinity-Sergius Lavra was tragic. The bells on the majestic 88-meter Lavra Bell Tower amazed with their size and art of bell casting. By order of the Glavnauka, in mid-November 1929, museum workers of the Sergiev Museum with the workers of Rudmetalltorg began to prepare the Tsar Bell and six other large bells for removal, with the exception of some of the most ancient. The museum workers, however, did not agree in any way to the destruction of the Sunday (Corn-eared) bell, cast in the 17th century. As a result of the enviable persistence of officials, Kornouhy was also removed …

The “dark fanaticism” of government officials is often unstoppable. The archives of MONO have preserved a handwritten list of 1930-1931, summing up the results of the stage of the anti-bell campaign. According to this list, 19 bells weighing 8165 pounds were handed over to Rudmetalltorg from the Trinity-Sergius Lavra, and only small bells from 1420, 1598 and 1649, etc., were left to the Sergiev Museum located in the monastery.

Already in the 21st century, the bells that were killed at that time were restored. I always ask myself: why do we first have to destroy to the ground, and then heroically re-create? And so from time to time. Are we so stupid that we will step on the same rake countless times?

In 1999-2001 a large-scale restoration of the bell tower was carried out. In subsequent years, three large bells were cast a new: in 2002 — «Pervenets», weighing 27 tons, and «Blagovestnik», weighing 35.5 tons, in 2003 — «Tsar Bell», weighing 72 tons, which became the largest operating bell in the Orthodox world.

In 2012-2014 in preparation for the celebration of the 700th anniversary of St. Sergius, the largest restoration work in the history of the Lavra began on the territory of the monastery. The main Lavra belfry has undergone deep scientific restoration, both inside and outside. Today we see the beautiful bell tower almost in its pristine splendor.

The famous Lavra bells, always famous for their beauty and sound power, have been renewed.

Work on the development and restoration of the monastery was carried out not only for the celebration of the 700th anniversary of St. Sergius, but also much earlier — for other round dates of the life of the famous saint.

For example, work on the construction of the Church of St. Sergius with the Refectory ended in 1692, on the day of the 300th anniversary of the repose of St. Sergius.

This is the largest pillarless room in Russia, covered with vaults and supported by iron rods.

The refectory temple is one of the most significant and beautiful in the Lavra architectural ensemble; it looks like a palace. And its interior decoration is not inferior to the external splendor.

The Church in honor of the Appearance of the Most Holy Theotokos with the holy Apostles to the Monk Sergius of Radonezh (Micah’s Church, 1734) adhered to the Refectory Church — the smallest Lavra temple was erected over the grave of Saint Micah, a disciple and cell-attendant of St. Sergius. The main shrine of the Micah’s Church is the relics of the Monk Micah, which are buried in it under a bushel.

And one more very beautiful building — the Royal Palace.

This two-story palace of the 17th century is a work of the Moscow Baroque, it attracts attention with bright tiles on the walls and decoration «chess».

The Church of the Intercession is located in the same building. In the photo, you can see her poppy in the distance.

The building of the Tsar’s palaces is the former traveling palace of Tsar Alexei Mikhailovich. The Russian monarch often visited the Trinity-Sergius monastery and did so with his family and a large retinue, sometimes numbering up to 500 people. All of them had to be located somewhere, for this, the Travel Palace was erected between the Assumption Cathedral and the northern wall of the Lavra.

The Trinity-Sergius Monastery was visited not only by Alexei Mikhailovich. They say that Elizaveta Petrovna went on a pilgrimage to the Trinity-Sergius Lavra from Moscow on foot for 52 km, however, in a very original way. She walked only 2-3 versts a day, after which she set off in a carriage back to the palace. The next day the carriage brought her to the place from where it took her, and Elizabeth walked on for another couple of miles. The journey to the Lavra took months, but it was not very tiring.

According to other information, Catherine II acted in this way, and she walked 10-15 miles a day.

I don’t know which of the empresses went to the monastery like that, but it is known for certain that the status and name of the Lavra was given to the largest Orthodox male stauropegic monastery in Russia by a decree of Elizabeth Petrovna on July 8, 1742.

And here is the church, the staircase of which attracted us especially in the unforgettable 1987.

In the last century, skirting the Belfry, visitors to the Lavra found themselves in a square, from where, through tall trees, a view of the Church of the Smolensk Icon of the Mother of God (Hodegetria) (1746 — 1753) was opened. It should be noted that then the church was painted in a pale blue color.

In the place where the Church of the Smolensk Icon of the Mother of God now stands, at the beginning of the 18th century there was a stone building of a brotherly cookery, on the outer wall of which there was a wonderworking stone carved icon of the Mother of God «Hodegetria» of Smolensk. Currently, this icon is in the Sergiev Posad Museum of History and Art, and a revered copy is installed on the outer eastern wall of the church.

In 1730, the miraculous stone icon of Odigitria of Smolensk appeared in a dreamy vision to one monastery psalmist, who had withered hands bent to his back and who, after this vision, received healing.

“About the temple of this church the image of the Mother of God, in the manuscript description of the Lavra, compiled in 1781, the testimony of the old-timers is given, taken in 1746, that in 1730 this image, which stood at that time on the wall of the chamber, appeared in a dream vision to a psalmist who had bent to the back and dry hands; that after this vision the psalmist received healing and, according to the importance of the event, was presented to the Empress Anna Ioannovna in the Izmailovsky Palace and examined by doctors «/ A. V. Gorsky.

Next to the Church of the Smolensk Icon of the Mother of God is the Church of St. Zosima and Savvaty of Solovetsky and the Hospital Chambers (1637). This is the only church in the monastery, the construction of which was carried out simultaneously with the construction of the surrounding stone chambers, which housed the monastery hospital. Currently, the Cathedral chambers and the chambers of the Viceroy Lavra are located here.

Also in line of sight from this place is the Kalichya Tower (1772) of the Lavra. The hipped roof is covered with green glazed tiles, following the example of the Trinity Tower of the Kremlin.

Our walk through the Trinity-Sergius Lavra has come to an end.

I hope that those who have been here, our excursion has inspired pleasant memories, and those who have not yet been to this iconic place, wanted to see it live.

In my opinion, it is better to come to the Lavra when there are as few people as possible. It will be a completely different experience than the influx of visitors. She may reveal her secret knowledge to you and let you touch the present …

For history lovers, here is a brief information about Sergius of Radonezh.

Historical reference

Sergius of Radonezh is one of the beloved saints in Russia. Known as a hermit and miracle worker, the founder of a number of monasteries. The most famous is the Trinity-Sergius Lavra, as well as the Annunciation Monastery on Kirzhach, Staro-Golutvin — near Kolomna, Vysotsky Monastery — in Serpukhov, St. George Monastery — on the Klyazma.

He is also called the spiritual collector of the Russian people.

It is believed that Sergius reconciled the warring princes, therefore he is called the keeper of the Russian land.

The Life says that the saint «with quiet and meek words» could act on the most coarse and hardened hearts. And thanks to Sergius, by the time of the Kulikovo battle, almost all Russian princes ceased to be at enmity.

When the saint was born, no one knows for sure, the Russian Church traditionally considers May 3, 1314, his birthday.

He was born into the family of the Rostov boyars Cyril and Maria under the name Bartholomew, where there were two more sons, Stephen and Peter.

As a teenager, Bartholomew with his family, ruined by the raids of the Tatars, fleeing hunger, moved to Radonezh.

Sergius is considered the patron saint of students, because he was a very educated person and passed on his knowledge to students. He knew several languages, read a lot and knew a lot, although in childhood he was not given literacy at all, and he «prayed to God with tears.» He mastered literacy thanks to patience and work.

Although the Life of the Monk tells the following: “Once in the field Bartholomew saw a praying monk-monk, told him about his misfortune and asked him to pray to God for him. After the prayer, the elder gave the boy a piece of holy prosphora and ordered him to eat it, predicting that now he would know literacy better than all his peers, ”which happened.

Despite the fact that his parents were religious people, seeing how Bartholomew had fasted strictly from childhood and abstained from everything, they took his word from him that he would leave as a monk only after their death.

And so it happened. At the age of twenty-three, Bartholomew, having given his share of the inheritance to his younger brother Peter, invited his older brother Stephen to live in the desert.

After a long search, the brothers «finally came to one desert place, in the thicket of the forest, where there was also water», on the Makovets hill they built a cell, and then a small church, which the brothers, after consulting, decided to consecrate in the name of the Holy Trinity.

Stephen did not stay long with his brother: the ascetic life in the desert turned out to be too difficult, and he left for Moscow, settling in the Epiphany Monastery, where he became the confessor of the Grand Duke Simeon.

Bartholomew summoned a certain abbot Mitrofan and received tonsure from him, calling himself Sergius, since on that day the memory of the martyrs Sergius and Bacchus was celebrated.

Soon the students began to adhere to him. Sergius forbade them to beg and introduced the rule that they all live by their own labor.

1342 is one of the supposed dates for the formation of the monastery, later the Trinity-Sergius Lavra.

Like all Old Russian ensembles, it arose not immediately, but gradually.

In 1408 the monastery was plundered and burned by the Tatars.

It was rebuilt more than once, the first stone structure was erected in 1422 — the Trinity Cathedral, in the painting of which Andrei Rublev and Daniil Cherny took part, the famous Rublev’s «Trinity» was written for the iconostasis of the cathedral.

7 thoughts on “Троице-Сергиева Лавра #2/ Trinity-Sergius Lavra #2

Add yours

    1. «Веселое» было время. Не только татары набегали, но и «свои» могли напасть.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading