Солярис. Тарковский/ Solaris. Tarkovsky

English version below

Киноработу Андрея Тарковского «Солярис» (1972) я смотрела многократно.

Надо отметить, что в результате фильм не оставил у меня ощущения глубокой загадки и чувства безупречности режиссерской работы. Поэтому я не испытывала желания еще раз пересмотреть эту ленту в кинотеатре на широком экране.

При этом дочка проявляла явный интерес к «Солярису», и я согласилась составить ей компанию в очередном просмотре этой работы Тарковского.

В который раз не перестаю обращать внимание на то, что знаменитый режиссер всю жизнь снимал фильмы, ставящие те вопросы, которые не давали ему покоя на протяжении всей жизни, на которые он непрерывно искал ответы, которые требовали принесения жертв для приближения к ответам на них. Это происходило в каждом фильме Тарковского независимо от темы работы.

В «Солярисе» автор фильма в первый раз так явно поднимает тему важности истоков человеческой жизни, значения родительской семьи, объективной невозможности построения адекватных отношений выросших детей с родителями, ненасытности и неутоленности в родительской любви, желания почувствовать себя ребенком и, хотя бы на время, вернуться к прежним проявлениям ласки и тепла…

Эта тема будет преследовать режиссера и требовать её разрешения во всех последующих работах. Вопросы будут углубляться, трансформироваться, множиться…

Эти вопросы будут постепенно подниматься на всё более высокий уровень сложности для показа в работах мастера практического затруднения в понимании не только между человеком и его родителями, но и людьми друг друга. Об этом много говорится в монологах и диалогах «Соляриса» и с разных точек зрения демонстрируется при попытках землян услышать своего собеседника, а также в довольно бесплодных установлениях контактов с мыслящим Океаном планеты Солярис.

Главный герой фильма психолог Крис Кельвин перед отъездом на межпланетную станцию, вращающуюся на орбите Соляриса, прощается с родительским домом и престарелым отцом. Крис понимает, что в космосе возможно всякое: он может не вернуться на Землю, может не застать отца в живых, может попасть в обстоятельства, при которых ему придется остаться на межпланетной станции.

Главному герою хочется напитаться теплом отчего дома, окружающей природы, красотой земных пейзажей, любовью отца, воспоминаниями о матери, памятью детства. В то же время он чувствует, что это не очень-то возможно, есть какая-то невидимая преграда между тем, что он оставляет на земле, и его душой, между его отцом и тетей и его ожиданиями их реакций и слов, действий и взглядов, мыслей и поведения.

Нужно ли людям стремиться устанавливать контакты с неизведанными далекими мирами? Не правильнее ли сначала попытаться научиться понимать друг друга, научиться ценить тех, кто рядом с нами, научиться относиться бережно к окружающему нас здесь, в нашем отчем доме, так же трепетно и с замиранием сердца, как к хрупкому сосуду, наполненному до краев ключевой прохладной водой, могущей утолить жажду в жаркий день? Может быть, есть смысл не расплескать ни капли чистейшей родниковой воды нашего тепла и любви? Научиться слышать окружающих и быть услышанными? Почувствовать местонахождение скрытых истоков взаимного понимания между нами?

По сюжету фильма персонажи не могут сами осознать важность этих простых вопросов и поиска ответов на них. Только участие мыслящего Океана, посылающего на межпланетную станцию каждому герою своих «гостей» – существ, созданных Солярисом из нейтрино – позволяет членам экипажа, каждому по-своему, прикоснуться к этим вопросам и сделать свои, очень разные, выводы из создавшейся ситуации. Появляющиеся на станции «гости» – это материализованная совесть ученых, работающих на станции, это то, что не дает их душе покоя, то, о чем непрерывно размышляет их подсознание.

Для Криса Кельвина «гостьей» оказывается его жена Хари, когда-то на Земле покончившая жизнь самоубийством. Вина за смерть жены не дает Крису покоя. А так как избавится от навязываемых Океаном контактов в форме направления «гостей» невозможно, то Кельвин принимает единственно верное решение – принять необходимость прожить ситуацию с двойником жены, окружив её заботой и вниманием, как настоящего человека, теми самыми вниманием и любовью, которых так не хватало когда-то его настоящей земной Хари. Возможно, это и есть первый шаг в попытке научиться бережному отношению к нашим близким, к тем, кто рядом с нами, к людям, как части единого целого окружающей природы?

В ходе развития сюжета фильма псевдо-Хари всё более и более «очеловечивается». Со стороны Океана контакт состоялся, потому что «очеловечившаяся» Хари осознает, какой пыткой оборачивается её присутствие для Кельвина, и Океан отзывает «гостью» обратно. Получается этакий перевертыш цитаты Фридриха Ницше: «И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». А так как Океану Соляриса негде научиться тому, как следует поступать человеку в такой ситуации, кроме как у самих членов экипажа, то получается, что люди в глубине души гораздо более идеальны, чем выражают себя в поступках. Океан это считывает и в качестве дальнейшего дружеского взаимодействия совершает «человеческий» поступок, проявляя к главному герою милосердие и освобождая его от тяготившей вины.

Таким образом, настрой фильма очень позитивный. Автор показывает нам, что верит в человека, в достижение понимания между людьми, в возможность покаяния и осознания истины, в торжество любви и справедливости, в то, что суть зерна в момент своей смерти прорасти ростком жизни.

Концовка картины оставляет нам варианты разной трактовки.

Может быть, главный герой вернулся на землю, как собирался, и встает на колени перед отцом, понимая, что не додал ему своего тепла…

Или контакт Кельвина с мыслящим Океаном стал настолько глубоким, что на Солярисе появился остров с отчим домом Криса и окружающей его природой, где есть возможность повиниться перед состарившимся отцом…

Возможно, заключительная картина дома отца Кельвина в виде островка в Океане Соляриса только предстает в мечтах главного героя, потому что ему очень хочется увидеть отца и попробовать что-то изменить в их отношениях…

Вроде бы льющийся прямо на отца и его книги внутри дома дождь дает зрителям прямое указание на то, что Кельвин не вернулся в земные реалии, так как не может быть такой ошибки в изображении действительности киноленты…

Но на самом деле, это неважно для изменений, произошедших в ходе развития сюжета картины, с внутренним миром главного героя. Он нашел в себе силы признать свои ошибки и изменить отношение к окружающим людям.

А это дает надежду…

English version

Andrei Tarkovsky’s film work «Solaris» (1972) I watched many times.

It should be noted that as a result, the film did not leave me with a feeling of deep mystery and a sense of the impeccability of the director’s work. Therefore, I did not feel like watching this tape again in a cinema on a wide screen.

At the same time, my daughter showed a clear interest in Solaris, and I agreed to accompany her in the next viewing of this work by Tarkovsky.

Once again, I never cease to pay attention to the fact that the famous director made films all his life that posed those questions that haunted him throughout his life, to which he was constantly looking for answers that required sacrifices to get closer to the answers to them. This happened in every film by Tarkovsky, regardless of the theme of the work.

In Solaris, for the first time, the author of the film so clearly raises the topic of the importance of the origins of human life, the importance of the parental family, the objective impossibility of building adequate relationships between grown children and parents, insatiability in parental love, the desire to feel like a child and, at least for a while, return to the former manifestations of affection and warmth …

This theme will haunt the director and require its resolution in all subsequent works. Questions will deepen, transform, multiply…

These questions will gradually rise to an ever higher level of complexity to show in the works of the master the practical difficulty in understanding not only between a person and his parents, but also between people of each with other. Much is said about this in the monologues and dialogues of Solaris and is demonstrated from different points of view when earthlings try to hear their interlocutor, as well as in rather fruitless establishing contacts with the thinking Ocean of the planet Solaris.

The protagonist of the film, psychologist Chris Kelvin, before leaving for an interplanetary station orbiting Solaris, says goodbye to his parents’ house and his elderly father. Chris understands that anything is possible in space: he may not return to Earth, he may not find his father alive, he may get into circumstances in which he will have to stay on an interplanetary station. The main character wants to be nourished by the warmth of his father’s house, the surrounding nature, the beauty of earthly landscapes, the love of his father, the memories of his mother, the memory of childhood. At the same time, he feels that this is not very possible, there is some invisible barrier between what he leaves on earth and his soul, between his father and aunt and his expectations of their reactions and words, actions and looks, thoughts and behavior.

Should people strive to establish contacts with unknown distant worlds? Wouldn’t it be better to first try to learn to understand each other, learn to appreciate those who are close to us, learn to take care of the environment around us here, in our father’s house, just as reverently and with bated breath, as to a fragile vessel filled to the brim with key cool water to quench your thirst on a hot day? Maybe it makes sense not to spill a single drop of the purest spring water of our warmth and love? Learn to listen to others and be heard? Feel the location of the hidden sources of mutual understanding between us?

According to the plot of the film, the characters themselves cannot realize the importance of these simple questions and the search for answers to them. Only the participation of the thinking Ocean, who sends his “guests” to the interplanetary station to each hero — creatures created by Solaris from neutrinos — allows the crew members, each in their own way, to touch these issues and draw their own, very different, conclusions from the situation. The “guests” appearing at the station are the materialized conscience of the scientists working at the station, this is what haunts their souls, what their subconscious minds constantly think about.

For Chris Kelvin, the “guest” is his wife Hari, who once on Earth committed suicide. Guilt over his wife’s death haunts Chris. And since it is impossible to get rid of the contacts imposed by the Ocean in the form of sending «guests», Kelvin makes the only right decision — to accept the need to live the situation with his wife’s double, as with a real person, surrounding her with care and attention, the very attention and love that so once his real earthly Hari was missing. Perhaps this is the first step in an attempt to learn how to respect our loved ones, those who are close to us, people, as part of a single whole of the surrounding nature?

In the course of the development of the plot of the film, the pseudo-Hari becomes more and more “humanized”. From the side of the Ocean, the contact took place, because the “humanized” Hari realizes what kind of torture her presence turns out to be for Kelvin, and the Ocean recalls the “guest” back. It turns out a kind of reverse quote by Friedrich Nietzsche: «And if you look into the abyss for a long time, then the abyss also looks into you.» And since the Ocean of Solaris has nowhere to learn how a person should act in such a situation, except from the crew members themselves, it turns out that people deep down are much more ideal than they express themselves in actions. The ocean reads this and, as a further friendly interaction, performs a “human” act, showing mercy to the main character and freeing him from burdensome guilt.

Thus, the mood of the film is very positive. The author shows us that he believes in a person, in achieving understanding between people, in the possibility of repentance and awareness of the truth, in the triumph of love and justice, in the fact that the essence of a grain at the moment of its death will sprout a sprout of life.

The ending of the picture leaves us with options for different interpretations.

Maybe the main character returned to earth, as he intended, and kneels before his father, realizing that he did not give him his warmth…

Or Kelvin’s contact with the thinking Ocean became so deep that an island appeared on Solaris with Chris’s stepfather’s house and the surrounding nature, where there is an opportunity to obey the aged father…

Perhaps the final picture of Kelvin’s father’s house in the form of an island in the Solaris Ocean only appears in the dreams of the protagonist, because he really wants to see his father and try to change something in their relationship…

It seems that the rain pouring directly on the father and his books inside the house gives the audience a direct indication that Kelvin has not returned to earthly realities, since there can be no such mistake in depicting the reality of the film…

But in fact, this is not so important for the changes in the inner world of the protagonist that occurred during the development of the plot of the picture. He found the strength to admit his mistakes and change his attitude towards people around him.

And that gives hope…

Солярис. Тарковский/ Solaris. Tarkovsky: 16 комментариев

Добавьте свой

    1. Спасибо за отзыв. Честно говоря, это не самый мною любимый фильм Тарковского. Мне он любопытен, в первую очередь тем, что автор начал в нем прорабатывать вопросы, которые нашли потом более осознанное представление в последующих работах режиссера. Интересно, как возникали и трансформировались со временем мысли мастера. Пока не достигли своей кульминации в Жертвоприношении.

  1. Читала эту книгу, под большим была впечатлением. После вашего поста захотелось посмотреть и фильм… Спасибо!

    1. Только это нельзя отнести к разряду экранизаций. Это отдельное произведение искусства получилось. Хорошего просмотра!

    1. Good afternoon. I’m glad it was interesting. Haven’t heard from you in a while — glad to hear from you again. Hope. that’s all right. I didn’t write for a long time either — I was busy with my studies.

      1. Ok, sorry for distrub you. I am glad too. You reply me

      2. so interesting what it actually means — the rainy season. does it rain non-stop?

      3. Yes, before 10 day’s ☔ some State in flood, way closed.

Добавить комментарий для Галина Маламант Отменить ответ

Blog at WordPress.com. , автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: