Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Насмотренность и не только/ Visual experience of human and more

English version below

«В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое. «

Омар Хайям

Любопытно, что я не смогла найти в английском языке прямого аналога русскому слову «насмотренность», которое означает визуальный опыт человека, позволяющий формировать ему своё чувство прекрасного.

Это понятие стало применяться на моей памяти примерно на границе настоящего и прошедшего веков, а сейчас оно настолько активно высовывается из всех щелей и прорех, что даже стало вызывать некоторое отторжение своей назойливостью.

Хоть самого слова ранее и не существовало, но существовало понимание важности визуального опыта, и особенно люди творческих специальностей старались эту самую «насмотренность» у себя развивать, а преподаватели стремились формировать у своих студентов чувство прекрасного и предлагали осваивать методы, с помощью которых в этом направлении можно самосовершенствоваться.

Мне сразу вспоминается мой школьный учитель рисования. Он стимулировал нас, своих учеников, посещать художественные выставки. Ученик записывал авторов и названия картин или скульптур, которые он увидел на выставке, показывал этот список учителю рисования, а тот ставил ему за это пятерку. Этот прием работал, так как в период моего обучения в школе было еще очень далеко до интернета, бытовых компьютеров и смартфонов, поэтому раздобыть информацию о выставляемых на выставках полотнах художников можно было только посетив требуемый вернисаж. Помню, что мы считали тогда это некоторой блажью нашего учителя, но при этом пользовались предоставленной им возможностью получения дополнительных пятерок по рисованию, чего собственно он и добивался – нашей «насмотренности».

В моем детстве мы с родителями регулярно ходили на художественные выставки. Вспоминаю, что инициатором этих походов был папа, мама изредка присоединялась к нам, но без большого удовольствия. Надо сказать, что её всю жизнь больше интересовала музыка, именно музыка её вдохновляла и радовала, а художественное творчество не затрагивало в её душе тех тонких струн, которые заставляют душу парить в небесах. Так вот эти самые походы на выставки были одним из вариантов формирования «насмотренности», за которые я чрезвычайно благодарна моим родителям. Они не считали такие художественные вылазки в выходные дни чем-то малозначительным и недостаточно важным, чтобы тратить на это свой досуг, а заодно и приобщать меня к прекрасному, которое одно позволяет стряхнуть пыль с обыденности и ощутить благодарность создателю за возможность существования на этой земле.

Умение смотреть свойственно человеку с рождения. Однако оно отличается от способности видеть. Один человек может, смотря на предмет, увидеть, в лучшем случае, предмет, а внимательный глаз увидит скрытые от другого особенности: уникальную гармонию, красоту, звучание в линиях, цвете, оттенках, стройность композиции – то, что скрыто от зрителей, далеких от мира искусства, от тех, у кого не хватает «насмотренности» и пока недостаточно развито чувство прекрасного.

А уж если человек захочет создать что-то новое, ранее не существовавшее, то, что он хотел бы сделать совершенным, радующим и притягивающим взоры других людей, то в этом случае ему придется включать свое воображение, которое питается всем тем, что человек сумел увидеть, подсмотреть, заметить, в основном, у Природы, а также в произведениях мастеров художественного творчества, и не просто сумел увидеть, а еще проанализировать и понять причинно-следственные связи такого изображения, почувствовать сердцем существующую гармонию, чтобы на формирование созвучности, соразмерности и согласованности начали работать его внутреннее чутье и интуиция.

Как говорил К. Г. Паустовский: «Воображение основано на памяти, а память — на явлениях действительности. Запасы памяти не представляют из себя чего-то хаотического. Есть некий закон – закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, «закон совоображения», который весь этот хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве – иначе говоря, обобщает – и вытягивает в непрерывную последовательную цепь. Эта цепь ассоциаций – путеводная нить воображения.»

Природа – самый совершенный художник. Поэтому для формирования бóльшей «насмотренности» так важно путешествовать и впитывать всё, что вы видите вокруг, разглядывать картины Природы, рассматривать совершенство вокруг нас, замечать моменты неожиданной гармонии, обращать внимание на детали, уметь наслаждаться созерцанием без использования активного познания окружающего мира с помощью действия.

Кстати, эти приемы отлично работают и при посещении садово-парковых ансамблей, где человеку представляется, что именно он формирует бесконечно красивые картины природных ландшафтов, в которых на самом деле одним из соархитекторов, возможно, и главным архитектором выступает Природа, создающая именно те пейзажи, которые так радуют наш взор и услаждают взгляд своим совершенством. Человек в данном случае может лишь предполагать, что посаженные им растения – деревья, кустарники, травы, цветы – вырастут исключительно так, как он планирует. В реальности же Природа вносит свои существенные коррективы в задумки дизайнеров, зачастую, улучшая их искусственные композиции своей опытной рукой.

(Можно ознакомиться с красотой садово-парковых ансамблей на моем сайте в публикациях: Ливадийский парк, Останкино #1, Екатерининский парк, Павловск. Прогулка по парку #2, Ясная Поляна. Заповедник, Мураново #1, Павловск. Прогулка по парку #1, Останкино #2 и во многих других постах)

В детстве, прогуливаясь по «французским» и «английским» паркам вместе с родителями, не очень-то задумываешься о таких нюансах ландшафтного проектирования, а просто заглатываешь в память наиболее понравившиеся виды, вдыхаешь ароматы растений и ощущаешь безграничность небесного свода. Прекрасно, если таких прогулок в знаменитых парках придворцовых и приусадебных территорий будет как можно больше с самого раннего детства маленького человека, как было у меня – за что огромное спасибо моим родителям.

Также в этом отношении хорошо работает изучение репродукций с полотен знаменитых художников, разглядывание нюансов изображения, использованных сочетаний цвета, расположения людей и предметов на картинах, выявление приемов и деталей, с помощью которых создается то или иное настроение, проведение анализа, позволяющего понять, за счет чего работа мастера производит на вас именно это впечатление, а не другое, и просто впитывание в себя созданного творцом образа в целом.

В прошлом веке для этого использовались тематические художественные альбомы, которые так интересно было время от времени перелистывать. Сейчас же для этих целей созданы тематические интернет-сайты, целые электронные библиотеки и галереи изображений различных произведений искусства, представленных в отличном качестве, которые можно разглядывать тщательно и долго или листать, получая первое впечатление, здесь же можно ознакомиться с описанием истории их создания и аспектами их художественной ценности, базовыми принципами создания полотен и объемных изображений, циклами лекций по теории и истории искусства, а также с аналогами конкретных работ для сравнения и анализа. На различных интернет-площадках, например, в социальных сетях имеется возможность обсуждать увиденное как с дилетантами, так и с профессионалами своего дела, развивая свое критическое мышление. Что и говорить – современные средства для повышения «насмотренности» в части изучения изображений художественных шедевров продвинулись вперед семимильными шагами и сделали этот процесс гораздо проще и доступнее.

(Можно ознакомиться с изображениями картин знаменитых художников и принципами их творчества на моем сайте в публикациях: Малоизвестный Репин, Диалог художников. Репин и Файбисович, Поленов. Больная, Поленов. Кто из вас без греха?, Избранное_Поленов, Избранное_Эдвард Мунк. Третьяковка, Основные темы творчества Эдварда Мунка, Авангард. На телеге в XXI век #1, Итальянский футуризм. Из коллекции Джанни Маттиоли и во многих других постах)

Познание прекрасного не ограничивается «насмотренностью», т.е. визуальным опытом, есть еще давно известная всем «начитанность» и опять же не так давно появившаяся «наслушанность». Человеку не стоит ограничиваться в этом вопросе только одним источником получения впечатлений – изображениями, можно подключить слух и тренировать «наслушанность», включить более сложный механизм формирования образов в нашем сознании с помощью интерпретации языка в литературных шедеврах и становиться более начитанным, а также задействовать интегральные источники знакомства с красотой – киноискусство, театр, мультипликация и другие синтетические искусства.

Я на своем опыте испытала силу «наслушанности». В отличие от моей мамы, которая чувствовала красоту музыки от рождения, я была в молодости к этому искусству гораздо равнодушнее. Малое количество мелодий и песен вдохновляло меня в жизни, в основном, известные песни эстрадных исполнителей и рок-групп.

Однажды, примерно в лет 30 с небольшим, в ежедневных поездках на автомобиле я открыла для себя радио «Орфей». На нем можно было слушать классические музыкальные произведения в любое время. Я ездила каждый день на работу на машине и постоянно включала это радио. Не могу сказать, что в самом начале эксперимента я испытывала много удовольствия от исполняемых классических музыкальных произведений. Признаюсь, мне было сложно ощутить их красоту и гармонию. Но примерно через 3 месяца я уже ждала определенных мелодий в исполнении оркестра, наслаждалась некоторыми их частями или произведениями в целом, начала чувствовать прелесть сочетания музыки и голоса при исполнении арий, дуэтов и хоров из отдельных опер.

Я втянулась в слушание серьезной музыки, научилась разбираться в специфике разных композиторов, узнавала многие мелодии, я уже ждала ежедневной встречи с музыкальной классикой, и мне трудно было представить свой день без этой порции прекрасного. Так длилось несколько лет, пока я не перестала пользоваться для ежедневных поездок автомобилем. Могу сказать, что мне стало не хватать красоты музыки в моей жизни, я это ощущала физически. Когда я это поняла, то начала использовать каждый свободный момент, чтобы прикоснуться к звуковой гармонии и подпитать ею свою собственную. И по сей день я восстанавливаю свои силы с помощью классической музыки и получаю наслаждение от любимых и новых классических мелодий.

Такова может быть сила тренировки «наслушанности».

Многие ассоциируют понятия «насмотренность», «наслушанность», «начитанность» исключительно с профессиональными сферами, где этот навык является необходимой составляющей успешной деятельности.

Мне представляется, что эти Soft Skills необходимы не только, художникам, дизайнерам, писателям, журналистам, музыкантам, композиторам, медиа-профессионалам, работникам кино и театра. Такие навыки необходимы всем специалистам, деятельность которых пусть и не относится напрямую к творческой, но которым для достижения успеха поневоле приходится использовать творческий подход, например, IT-специалистам, маркетологам, медикам, учителям, менеджерам различных направлений и многим другим профессионалам своего дела.

«Насмотренность», «наслушанность», «начитанность» — это не только про то, как надо и не надо делать. Это про формирование вкуса в целом — как в визуальном, музыкальном и литературном планах, так и в написании профессиональных текстов, создании методологий, при разработке и реализации технических и иных решений.

Имея широкое представление о том, как одну и ту же задачу решают разные люди, вы сможете не только сформировать свой вкус, но и генерировать уже собственные работающие и ценные идеи.

Уже упоминаемый мною К.Г. Паустовский так говорил про замысел: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.

Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.

Кто знает, будет ли это случайная встреча, запавшее на душу слово, сон, отдаленный голос, свет солнца в капле воды или гудок парохода.

Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.

Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.

Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.»

Так что предлагаю не ограничивать себя определенными рамками, а творить каждому на своем месте, тренируя для этого широкий спектр навыков, включая и вышеперечисленные.

Тогда нам не страшен будет искусственный интеллект, отнимающий сейчас работу у дизайнеров и композиторов, потому что только мы, люди, можем рождать прорывные идеи, новаторские, никогда не существовавшие решения, реализовывать по-настоящему творческие замыслы и изобретать кардинально другие машины и механизмы.

Творите!

English version

In one window watched two.
One saw rain and dirt.
Another — foliage green,
Spring and the sky is blue.
In one window watched two…
Omar Khayam

It is curious that I could not find in English a direct analogue of the Russian word “nasmotrennosty”, which means a person’s visual experience, which allows him to form his sense of beauty.

This concept began to be applied in my memory approximately at the border of the present and past centuries, and now it is so actively protruding from all the cracks and holes that it even began to cause some rejection with its importunity.

Although the word itself did not exist before, there was an understanding of the importance of visual experience, and especially people of creative specialties tried to develop this very “nasmotrennosty” in themselves, and teachers sought to form a sense of beauty in their students and offered to master the methods by which in this direction you can improve yourself.

I immediately remember my school art teacher. He encouraged us, his students, to visit art exhibitions. The student wrote down the authors and names of paintings or sculptures that he saw at the exhibition, showed this list to the drawing teacher, and he gave him a five for it. This technique worked, since during my schooling period it was still very far from the Internet, household computers and smartphones, so it was possible to get information about the paintings of artists exhibited at exhibitions only by visiting the required vernissage. I remember that at that time we considered this to be some whim of our teacher, but at the same time we took advantage of the opportunity provided by him to receive additional fives in drawing, which he actually achieved — our “nasmotrennosty”.

In my childhood, my parents and I regularly went to art exhibitions. I remember that my father was the initiator of these trips, my mother occasionally joined us, but without much pleasure. I must say that all her life she was more interested in music, it was music that inspired and delighted her, and artistic creativity did not touch those delicate strings in her soul that make her soul soar in heaven. So these same trips to the exhibitions were one of the options for the formation of «nasmotrennosty», for which I am extremely grateful to my parents. They did not consider such artistic outings on weekends to be something insignificant and not important enough to spend their leisure time on it, and at the same time to introduce me to the beautiful, which alone allows you to shake off the dust from everyday life and feel gratitude to the creator for the opportunity to exist on this earth.

The opportunity to see is inherent in a person from birth. However, it is different from the ability to see. One person can, looking at an object, see, at best, an object, and an attentive eye will see features hidden from another: unique harmony, beauty, sound in lines, color, shades, harmony of composition — something that is hidden from viewers who are far from the world of art, from those who do not have enough “nasmotrennosty” and have not yet developed a sense of beauty.

And if a person wants to create something new that did not exist before, something that he would like to make perfect, pleasing and attracting the eyes of other people, then in this case he will have to turn on his imagination, which feeds on everything that a person has managed to see , peep, notice, mainly in Nature, as well as in the works of masters of artistic creativity, and not only managed to see, but also analyze and understand the cause-and-effect relationships of such an image, feel the existing harmony with the heart in order to form consonance, proportionality and consistency his inner instinct and intuition began to work.

As K. G. Paustovsky said: “Imagination is based on memory, and memory is based on the phenomena of reality. Memory reserves are not something chaotic. There is a certain law — the law of associations, which distributes all this chaos of memories according to similarity or proximity in time and space — in other words, generalizes — and pulls it into a continuous sequential chain. This chain of associations is the guiding thread of the imagination.”

Nature is the most perfect artist. Therefore, in order to form a greater “nasmotrennosty”, it is so important to travel and absorb everything that you see around, look at the pictures of Nature, consider the perfection around us, notice moments of unexpected harmony, pay attention to details, be able to enjoy contemplation without using active knowledge of the world around us through action.

By the way, these techniques also work great when visiting garden and park ensembles, where it seems to a person that it is he who creates infinitely beautiful pictures of natural landscapes, in which, in fact, one of the co-architects, perhaps the main architect, is Nature, creating exactly those landscapes, which delight our eyes so much and delight the eye with their perfection. A person in this case can only assume that the plants planted by him — trees, shrubs, herbs, flowers — will grow exclusively as he plans. In reality, Nature makes its own significant adjustments to the ideas of designers, often improving their artificial compositions with its experienced hand.

(You can see the beauty of garden and park ensembles on my website in publications: Livadia park, Ostankino # 1, Тне Catherine Park, Pavlovsk. Walk in the park # 2, Yasnaya Polyana. Reserve, Muranovo # 1, Pavlovsk. Walk in the park # 1, Ostankino #2 and at many other posts)

As a child, walking through the “French” and “English” parks with your parents, you don’t really think about such nuances of landscape design, but simply swallow the most pleasant views into your memory, inhale the aromas of plants and feel the boundlessness of the sky. It would be great if there would be as many such walks in the famous parks of the palace and backyard territories as possible from the very early childhood of a little person, as I had — for which many thanks to my parents.

Also in this regard, the study of reproductions from the paintings of famous artists works well, looking at the nuances of the image, the color combinations used, the location of people and objects in the paintings, identifying the techniques and details that create this or that mood, conducting an analysis that allows you to understand, due to why the work of the master makes this impression on you, and not another, and simply absorbing the image created by the creator as a whole.

In the last century, thematic art albums were used for this, which were so interesting to leaf through from time to time. Now, for these purposes, thematic Internet sites have been created, entire electronic libraries and galleries of images of various works of art presented in excellent quality, which can be looked at carefully and for a long time or scrolled through, getting a first impression, here you can also find a description of the history of their creation and aspects their artistic value, the basic principles of creating canvases and three-dimensional images, series of lectures on the theory and history of art, as well as analogues of specific works for comparison and analysis. On various Internet sites, for example, in social networks, there is an opportunity to discuss what they have seen both with amateurs and with professionals in their field, developing the own critical thinking. Needless to say, modern means for increasing “nasmotrennosty” in terms of studying images of artistic masterpieces have advanced by leaps and bounds and made this process much easier and more accessible.

(You can see images of paintings by famous artists and the principles of their work on my website in publications: Little-known Repin, Dialogue of artists. Repin and Faibisovich, Polenov. A Sick Woman, Polenov. Who among you is without sin?, Favorites_Polenov, Favorites_Edvard Munch. Tretyakov gallery, The main themes of Edvard Munch’s work, Avant-garde. On a cart in the 21st century #1, Italian Futurism. From the collection of Gianni Mattioli and at many other posts)

The knowledge of the beautiful is not limited to «nasmotrennosty», i.e. visual experience, there is a long-known «well-read» and again, not so long ago appeared «hearing». A person should not be limited in this matter to only one source of impressions — images, you can connect your hearing and train «hearing», turn on a more complex mechanism for forming images in our minds by interpreting the language in literary masterpieces and become more well-read, as well as use integral sources acquaintance with beauty — cinema, theater, animation and other synthetic arts.

I’ve experienced the power of «hearing» first hand. Unlike my mother, who felt the beauty of music from birth, I was much more indifferent to this art in my youth. A small number of melodies and songs inspired me in life, mainly famous songs of pop artists and rock bands.

Once, at about 30 years old, on daily trips by car, I discovered the Orpheus radio On this radio one could listen to classical music at any time. I drove my car to work every day and kept this radio on all the time. I can’t say that at the very beginning of the experiment I experienced a lot of pleasure from the classical music played. I confess, it was difficult for me to feel their beauty and harmony. But after about 3 months, I was already waiting for certain melodies performed by the orchestra, enjoyed some of their parts or works as a whole, began to feel the charm of the combination of music and voice when performing arias, duets and choirs from individual operas.

I got involved in listening to serious music, learned to understand the specifics of different composers, learned many melodies, I was already looking forward to a daily meeting with musical classics, and it was hard for me to imagine my day without this portion of beauty. This went on for several years, until I stopped using a car for daily trips. I can say that I began to miss the beauty of music in my life, I felt it physically. When I realized this, I began to use every free moment to touch the sonic harmony and feed my own with it. To this day, I restore my strength with the help of classical music and enjoy my favorite and new classical melodies.

Such can be the power of listening training.

Many associate the concepts of “nasmotrennosty”, “hearing”, “well-read” exclusively with professional areas where this skill is a necessary component of successful activity.

It seems to me that these Soft Skills are necessary not only for artists, designers, writers, journalists, musicians, composers, media professionals, film and theater workers. Such skills are necessary for all specialists whose activities, although not directly related to creativity, but who inevitably have to use a creative approach to achieve success, for example, IT specialists, marketers, doctors, teachers, managers of various fields and many other professionals in their field.

“Nasmotrennosty”, “hearing”, “well-read” is not only about how you should and should not do it. This is about the formation of taste in general — both in visual, musical and literary terms, as well as in writing professional texts, creating methodologies, developing and implementing technical and other solutions.

Having a broad understanding of how different people solve the same problem, you can not only form your own taste, but also generate your own working and valuable ideas.

Already mentioned by me K.G. Paustovsky said this about the intention: “The intention, like lightning, arises in the mind of a person, saturated with thoughts, feelings and memory notes. All this accumulates gradually, slowly, until it reaches the degree of tension that requires an inevitable discharge. Then all this compressed and somewhat chaotic world gives birth to lightning — an intention.

For the appearance of an intention, as well as for the appearance of lightning, most often an insignificant push is needed.

Who knows whether it will be a chance meeting, a word sunk into the soul, a dream, a distant voice, the light of the sun in a drop of water, or the whistle of a steamer.

The impetus can be everything that exists in the world around us and in ourselves.

Leo Tolstoy saw a broken burdock — and lightning flashed: an intention appeared for an amazing story about Hadji Murad.

But if Tolstoy had not been in the Caucasus, had not known and had not heard of Hadji Murad, then, of course, the burdock would not have caused this thought in him. Tolstoy was internally prepared for this topic, and only because of this the burdock gave him the necessary association.”

So I propose not to limit yourself to certain limits, but to everyone to use the creative process in their place, training for this a wide range of skills, including those listed above.

Then we will not be afraid of artificial intelligence, which is now taking away the work of designers and composers, because only we, people, can give rise to breakthrough ideas, innovative solutions that have never existed, implement truly creative ideas and invent radically different machines and mechanisms.

Let`s create!

Exit mobile version