Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Музей Чехова в Ялте

Перед походом в музей муж спросил меня — зачем я хочу пойти в музей А. П. Чехова?

Я задумалась и поняла, что хорошо бы, если посещение музея помогло бы мне и нашей дочери лучше понять творчество писателя, а, значит, и узнать что-то новое о жизни.
Трудно сказать — дало ли знакомство с обстановкой жизни писателя нам с мужем и дочерью что-то большее, чем мы знали до настоящего времени. Хочется верить, что прикосновение к его миру поможет нам в лучшем понимании его творчества.

Он был неизлечимо болен. Но он жил, сажал садик, ухаживал за растениями, принимал много гостей, встречался в Крыму со знакомыми и друзьями, женился, а главное, писал и писал, несмотря на свое плохое самочувствие. Он хотел жить и надеялся на лучшее, как и мы с вами. Наверно, отсюда эта щемящая боль и печальная улыбка в его произведениях. А может быть, и нет. Кто знает?

Представленная на сайте музея http://yalta-museum.ru/ru/dom-muzej-ap-chehova-v-jalte.html информация верна. В стоимость входного билета входит экскурсовод, сборные экскурсии проходят раз в час. Экскурсовод проводит группу по саду и основному дому. До экскурсии можно ознакомиться с выставкой и посмотреть небольшой фильм об А. П. Чехове.
Для нас явился новостью интерес Чехова к своему саду: он сам планировал сад, выбирал и заказывал растения, сажал их в землю. Со времен Чехова осталось еще много растений, посаженных его рукой: кедры, кипарисы, груша, мушмула, инжир и много других.

Для воспоминаний о средней полосе России Антон Павлович посадил в своем садике березку, которая, конечно, не дожила до наших дней. Работники музея высадили на этом месте новое дерево, которое уже выросло и по хозяйски начинает раскидывать свои ветви.


На своем участке писатель высадил и ухаживал за значительным количеством растений, более 200. В наши дни не удается поддерживать такое разнообразие в его саду, так как за прошедшие годы деревья сильно разрослись, занимают большую площадь и существенно затеняют участок. Но сад продолжает поражать нас разнообразием. Чехов планировал его так, чтобы всегда какие-то растения цвели. Поэтому независимо от времени года сад радует посетителей яркими красками и вечнозеленой зеленью растений.


Знакомство с Ялтой у Чехова случилось значительно раньше, чем он решил в этом городе поселиться, в 1890-х годах. И первое его впечатление о Ялте не было благоприятным: «…Берег красивым не представляется… Красота его преувеличена. Все эти гурзуфы, Массандры и кедры, воспетые гастрономами по части поэзии, кажутся с парохода тощими кустиками, крапивой, а потому о красоте можно только догадываться…»
С течением времени, ближе и глубже ознакомившись с природой южного берега Крыма, писатель не мог оставаться равнодушным к великолепным пейзажам Крымского побережья, обрамленного высокими живописными горами, склоны которых, спускаясь до самого моря, покрыты густыми лесами, садами и парками с вечнозеленой южной растительностью: «Крым! очень хорош. Никогда раньше он мне так не нравился, как теперь». И настолько он стал ему нравиться, что писатель начал даже подумывать о переселении: «Погода в Ялте теплая, совершенно летняя. Если бы у меня были деньги, то я перебрался бы сюда навсегда»,- писал он таганрогскому городскому голове Иорданову. После смерти отца, ускорившей переселение писателя в Крым, он сообщал уже совсем определенно: «В Крыму хорошо, так хорошо, что сказать не могу. Погода изумительная, настоящее лето… Я уже думаю, не переехать ли нам всем в Крым. Тут тепло и удобно жить». В письмах Чехова — уже постоянного жителя Ялты — все чаще появляются положительные отзывы о Крыме. «Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера; только вот беда-культуры нет», — писал он снова в октябре 1898 года.
Он пришел к желанию поселиться в Ялте долгим путем, обосновывался на новом месте основательно, планируя обустройство в новом доме свое и своих близких.
Жил он на белой даче (так называется это его жилище) с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. У каждой была в доме своя комната. У матери писателя — рядом с комнатой сына на втором этаже.

У Марии Павловны — на третьем, в мезонине.

В первом этаже была столовая и комнаты для гостей, позже еще комната жены писателя,

на втором кроме кабинета и спальни Антона Павловича и комнаты матери, была гостиная с пианино, где часто звучала музыка, и большой верандой для чаепития и разговоров в хорошую погоду.

Дом был спроектирован архитектором Л. Н. Шаповаловым. Этот проект — гармоничное смешение стилей — дом очень красиво смотрится с разных сторон.


С 1898 года Чехов с семьей поселился во вновь построенном доме. Кухня для приготовления еды организовалась в отдельном флигеле. Рядом для сбора воды Чехов приспособил подаренные ему винные емкости необычной формы.


Весной 1901 года Антон Павлович обвенчался с Ольгой Леонардовной Книппер. Жена бывала в Ялте практически только на каникулах, так как продолжала работать актрисой Московского Художественно-общественного театра. «Тебе, верно, странно думать, что где-то далеко есть у тебя мифическая жена, правда?» — вопрошала Книппер в письме к Чехову. «…Она плачет, я ей не велю бросать театр. Одним словом, катавасия…» — писал Чехов Ивану Бунину в письме. Отношения супругов можно почувствовать в сохранившейся переписке — им была уготована жизнь вдали друг от друга.
Экскурсии в мемориальных музеях всегда проходят таким образом, чтобы экскурсанты получали максимум информации о том, гарнитуры каких мастеров стояли в комнатах, из каких сервизов вкушали великие, производства какого завода люстры, освещавшие ранее эти помещения. Практически ничего не говорится о творчестве писателей, художников, композиторов. Так было и в этот раз. Мы узнали, что в ялтинский период Антон Павлович написал одни из самых значительных своих пьес «Вишневый сад» и «Три сестры», а также повесть «Дама с собачкой».
Мы знаем, что в Крыму Чехов встречался в Гаспре с Львом Николаевичем Толстым.

На белую дачу к нему приезжал Максим Горький, играл на пианино Сергей Васильевич.Рахманинов, пел Федор Иванович Шаляпин. О визитах Максима Горького нам напоминает скамейка в саду, названная в его честь.

 

На близость Чехова в Москве с Исааком Ильичем Левитаном посетителям указывает вмонтированный в камин в кабинете писателя пейзаж художника. Но именно с камином Антону Павловичу не повезло — в нем были конструктивные ошибки, поэтому зимой в кабинете температура воздуха могла опускаться до +11 градусов.
В оконную раму кабинета вставлены цветные витражи: писателю было удобно работать, когда яркий солнечный свет не падал на его письменный стол. В кабинете на стенах много фотографий важных и близких для него людей, а также выставлены визитные карточки наиболее значимых его посетителей.

Для того чтобы посетителям не вздумалось курить в кабинете писателя (Чехов не мог переносить табачный дым в связи с мучившим его туберкулезом) Горький изготовил и повесил на стену кабинета табличку «Не курить».
Спальню писателя мы видели только в фильме. Из нее в сад выходит балкон с прекрасным видом на море.


В коридоре на втором этаже расположен книжный шкаф, где размещен Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, по меткому выражению экскурсовода — интернет того времени.

В шкафу представлены экспонаты подлинной одежды писателя и его сестры: кожаное пальто, в котором Антон Павлович путешествовал на Сахалин, праздничное платье Марии Павловны и др.

Все светильники в доме времени Антона Павловича. Их модернизировали под электрическое освещение, и они по сей день несут свет в старинные комнаты дома.


После посещения музея муж с дочерью затеяли дискуссию о том — насколько дом, в котором не было семьи с постоянно живущими в нем мужем и женой с детьми, а был только мужчина, интересам которого был подчинен весь жизненный уклад, может производить впечатление живого уютного дома, из всех щелей которого бьет прошлое счастье и бесконечность жизни.
Дочь настаивала, что каждый человек (независимо от гендерного признака) умеет устроить свое жилище в соответствии со своими предпочтениями, образом жизни, интересами и настроением — ничего в этом ему помешать не может — и это будет его счастье и живые воспоминания. Ей понравилась некоторая аскетичность обстановки, много пространства и отсутствие милых сердцу безделушек. Действительно, по сравнению, например, с домом Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне дом Антона Павловича представляется холодным и отчасти чопорным домом, не слышавшим детского смеха и криков, домом без шалостей и розыгрышей, домом очень взрослых и организованных людей.
В июле 1904 года в номере курортной гостиницы в немецком Баденвейлере, куда он поехал лечиться, русский писатель Антон Павлович Чехов скончался. Свои последние годы он провел в Ялте, создавал свой мир, писал свои удивительные произведения, верил в лучшее и сомневался во всем.
Ольга Книппер переживет своего мужа почти на полвека.
Сестра Чехова Мария Павловна сохранит его дом как мемориальный музей. Оградит его от разрушения и разграбления во время Великой отечественной войны.
Благодаря ее усилиям мы с вами сейчас можем видеть мир глазами великого писателя, обстановку построенного им дома, сад, который его окружал, можем попытаться услышать его голос, музыку, которой он наслаждался, можем попробовать почувствовать, откуда вырастают и как развиваются образы героев и картины его произведений.

Exit mobile version