Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

«От первого лица». Герой нашего времени

«От первого лица» — так называется спектакль Нового Московского драматического театра по роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Режиссер Вячеслав Долгачев ограничился в постановке  финальной частью произведения – «Княжна Мери».

Кстати по результатам прочтения «Героя нашего времени» дочь сказала, что именно эта часть ее зацепила, и она прочла ее одним махом.

От «первого лица» в спектакле выступает Григорий Печорин – изломанный, не вписывающийся в современную реальность, не глупый, но неприятный молодой человек.

 

Интересно, что в юные годы не воспринимаешь Печорина, как отталкивающего героя. Ведь к нему так тянутся эти молодые красавицы, думаешь ты, наверно, в нем есть что-то притягательное. Я, к стыду своему, уже не помню – было ли что-то притягательное в Печорине для меня, но, наверно, было, так как прочитала роман я быстро и с любопытством.

Дочь интересно определила – о чем этот спектакль.

Молодому человеку нечем себя занять – и он так развлекается. Каждый развлекается так, как ему нравится.

То есть вполне себе принимает возможность такого развлечения молодого человека, которое несет разочарование, горе и смерть окружающим его людям. Молодость жестока.

Постановка нам понравилась. Простые декорации, которые легко трансформируются в любую требуемую обстановку – будь то комната Печорина или источник минеральных вод.

Серьезное внимание уделено костюмам. Все наряды красивы и элегантны, выполнены в пастельной гамме в основном зеленовато-голубых тонов.

 

Неплохо подобраны актеры. Печорина играл Михаил Калиничев. Он невероятно напоминает самого Лермонтова. И тогда сразу понимаешь, что, по всей вероятности, автор изображал себя и свой личный жизненный опыт.

Не можем сказать, что актер поразил нас великолепной игрой, но старался: изображал персонажа добротно, с энтузиазмом крутил колесо декораций, управляя действием, тщательно проживал на сцене все эпизоды, а также достойно отражал на лице иронию и сарказм, присущие герою.

Принятая в обществе интерпретация романа не требует больших аналитических изысканий и вполне регулярно находит свое отражение и в других литературных произведениях.

Человек творческий, полный амбиций, не глупый, считающий, что видит людей насквозь, ждущий от жизни испытаний на прочность и преодоления сложных препятствий с трудом вписывается в окружающую действительность или не вписывается вовсе. При этом своими действиями топча и сокрушая всё и всех, кто и что попадается на его пути.

… делая это невольно. Он просто живет, а не специально разрушает действительность.

 

Мери в исполнении Анастасии Цибисовой была невероятно трогательна и беззащитна. Она сломалась как кукла при первых грубых прикосновениях героя нашего времени, который пытался «крутить» с ней роман просто для развлечения. Когда с Мери слетает маска светской красавицы, то не остается ничего притягательного, кроме искренности и непонимания ситуации. Сыграно хорошо – ожидаешь отсутствия реакции на ее слезы у Печорина. Мери веришь, так и должно было случиться.

Из всех персонажей Грушницкий (Александр Зачиняев) наиболее убедителен в данном воплощении. Он преследует свои интересы, при этом достаточно прямодушен, не может грамотно плести интригу – его хватает лишь на один ход, не равнодушен к Мери, но беспомощен. Когда он погибает, то эмоционально зрители полностью на его стороне.

Вера Екатерины Демидовой оставляет странное впечатление. С трудом верится в долгую всепожирающую ее страсть к Печорину. Причем, не потому, что она не смогла бы испытывать такой страсти, а потому, что не верится в женщину, готовую к нему испытывать такие чувства.

Поэтому трудно оценить ее игру. Возможно, неплохо. По крайней мере, женщина красивая.

Но это неверие в чувства распространяется и на отношение Печорина к Вере. Невозможно поверить, что герой такой, каким он здесь предстает перед нами, способен на длительную сложную привязанность, пусть непонятно чем подкрепленную, к этой израненной тревожной замужней женщине.

Очень неплох доктор Вернер (Олег Бурыгин). Показан уже поживший Печорин, каким он может стать через 20 лет. Доктор вполне находит общий язык с главным героем. При этом вписался в жизнь. Его юное противостояние миру вылилось в цинизм и неверие в чувства людей. Но даже он в финале постановки не выдерживает намерений своего приятеля и ужасается его действиям. Передано мастерски и с юмором.

Осознав то, что я написала про героев романа и актеров их воплотивших, приходится сделать вывод, что все-таки постановка не дотягивает до нужного уровня именно из-за упрощенной трактовки образа Печорина, несмотря на все хвалебные отзывы.

Личность и душа этого человека до сих пор остаются загадкой, разгадать которую пытаются вот уже почти два века.

Почему молодой, красивый, умный, образованный, богатый и храбрый человек, любимец фортуны, покоритель женщин и предмет зависти мужчин, которому все достается легко и играючи, находится в полнейшем разладе с самим собой и миром? Что заставляет его испытывать судьбу, рискуя не только своей, но и чужой жизнью, пренебрегать человеческими привязанностями, уходя от ответственности за «тех, кого приручили», морально подавлять и терзать окружающих, тем самым разрушая и свою собственную жизнь?

В моем понимании герой романа гораздо сложнее получившегося на сцене персонажа. Он не просто погибает от тоски и развлекается, как поняла моя дочка.

Этот человек все прекрасно про себя знает, борется с собой, но не может выстроить свой стройный внутренний мир. То есть речь в первую очередь идет о внутренней борьбе и неустроенности, отсутствии гармонии, а затем уже – о невозможности найти согласие с внешним миром, о «лишнем человеке», как нам в свое время говорили на уроках литературы. Молодой человек с такими внутренними проблемами, конечно, не может вписаться в окружающий мир, пока эти проблемы не решит.

И он на самом деле не хочет совершать все эти мерзкие поступки, но не знает, что же делать иное, чем руководствоваться в жизни, как отделить плохое от хорошего и где грань допустимого.

И он упорно ищет эти рамки и границы, которые помогут ему найти себя. Только ищет он как переросший подросток, пробуя пересечь пределы дозволенного и впотьмах нащупывая, где грань добра и зла.

А повествование романа – это борьба за нахождение места под солнцем еще не оперившегося тинэйджера, который боится мира и в то же время хочет его покорить.

Посмотрев спектакль «От первого лица», я так почувствовала одну из возможных трактовок образа героя нашего времени на театральной сцене.

В любом случае необходимо отметить, что роман и спектакль вызывают интерес, пусть не необычайный, у современного подрастающего поколения. Что само по себе уже ценно в наше время развенчания всех и вся и сбрасывания с пьедестала непререкаемых классиков прошлых веков.

 

Exit mobile version