Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

БЫТЬ АСТРИД ЛИНДГРЕН

Красивейшая история о становлении личности будущей шведской писательницы.

«Быть Астрид Линдгрен»,  2018, Швеция-Дания

Жанр: биография, мелодрама

Режиссёр: Пернилла Фишер Кристенсен

С замечательно воссозданной в картине жизнью Швеции начала XX века: маленький городок с крестьянским укладом жизни, сельский труд, набожные семьи, строгие, но лицемерные взгляды на мораль, предначертанность жизненного пути, великолепие сдержанной природы, выживание и борьба за благополучие.

Свободная операторская работа, пастельная северная эстетика, сентиментальная музыка, вдохновенная игра артистов, откровенные, несколько неловкие сцены близости и начала материнства, создание женского образа независимой юной особы. Все это сделано на высоком уровне. Получилась хорошая мелодрама.

Дочери особенно понравились съемки, эстетика, все, что связано с визуальной частью картины. Она ожидала, что будет история всей жизни Астрид Линдгрен, поэтому ограниченность фильма годами до ее замужества немного разочаровала дочку. Ей было бы также интересно увидеть процесс творчества любимой писательницы.

Эта мелодрама получилась скорее о женщине-феминистке, чем о будущей сказочнице. К сожалению, намеки на возможность дальнейшей писательской деятельности юной Астрид туманны и брошены вскользь.

Фильм в международном прокате назывался «Стать Астрид», что согласитесь, имеет совершенно другое значение. В нем мы, действительно, видим исключительно становление молодой независимой шведской женщины, с честью распутывающей клубок «неразрешимых» проблем, к которым привели ее неукротимый нрав, бешеная энергия и, видимо, сногсшибательный талант, о котором мы, смотря фильм, можем только догадываться, зная дальнейшую биографию Линдгрен.

В начале фильма немного подросткового детства Астрид. Несколькими картинами зрителю явно дается понять ее сильный и сложный характер, быстрый ум, неординарность, невписываемость в рамки деревенских стандартов, бунтарский дух. Отдельными штрихами показана дружная семья, ее внутренняя гармония, добрые отношения с детьми.

Семья Астрид Линдгрен

Очень колоритны и насыщены переживаниями Астрид сцены деревенской жизни: перевозка дров, заготовка сена, посадка картошки…

А как она едет на велосипеде! Танцует в клубе! Огонь!!!

Немножко угловатая, порой с мальчишескими повадками, явно не красавица, но с каким-то особым очарованием, что как раз и привлекло затем мужчин, которые встретились на пути скромной сотрудницы-секретаря различных организаций.

Литературные способности Астрид в ее городке уже известны – ее сочинения признаны лучшими, что позволяет ей поступить после школы помощником главного редактора в местную газету «Вимербю».

И именно с первыми шагами самостоятельной жизни и обуревающими ее чувствами она не может справиться так, чтобы не разрушить всяческие ограничения, предрассудки и ханжеские нормы современной морали. Но именно к такому развитию событий нас и подводит повествование фильма.

За быстротечным романом со своим шефом в редакции газеты Акселем Густафом Райнхольдом Блумбергом, мужчиной на 30 лет старше героини, последовала череда дальнейших мытарств, связанных с беременностью, отъездом из родного городка, необходимостью зарабатывать на жизнь и незаконнорожденным ребенком, которого несчастная женщина вынуждена отдать на воспитание в соседнюю страну на попечение приемной матери.

Эти испытания, а также суровые нравы, царившие в то время на юге провинциальной Швеции, ставили крест на планах Астрид и Блумберга о совместной жизни.

И честно говоря, это чувствуется еще до явного предательства отца ее ребенка. Уже в момент подталкивания Астрид вроде бы влюбленным в нее Блумбергом к решению о рождении ребенка в Дании (где можно было не называть имени отца) можно ставить крест на возможности их дальнейших отношений.

Ясно, что в этих скользких, неискренних, нечестных отношениях Астрид существовать не сможет.

Режиссер Пернилле Фишер Кристенсен заинтересовалась нелёгкой судьбой будущего кумира детей в самых разных странах, чтобы понять – как же испытания Линдгрен в юные годы создали возможность реализоваться ее таланту и сказались на героях ее произведений.

И ведь поистине трудно по книгам Линдгрен предположить предшествующие ее дальнейшему писательству события.

А ведь молодая своенравная Астрид отказывается мириться с обстоятельствами: отвергает предложение Блумберга о женитьбе, осознав, что между ними нет любви, конфликтует с родителями, стесняющимися дочери-грешницы и не признающими ее сына.

«Быть Астрид Линдгрен» снят с бесконечной любовью к главной героине, да и к остальным персонажам, даже к жалкому и принесшему Астрид немало проблем Блумбергу, даже к суровым родителям.

Самой напряженной и драматичной линией оказываются отношения Астрид с сыном, когда кажется, что она вот-вот сломается и сдастся. В фильме, чтобы сблизиться с сыном, когда после долгой разлуки они начинают жить вместе, Астрид сочиняет для него сказку – это один из крошечных намеков на зарождение гения детской литературы, чьи произведения зачитаны до дыр многими поколениями.

Астрид Линдгрен с сыном Ларсом

От хорошей жизни сказки не пишут. Или пишут как раз от хорошей жизни? Кажется, что иногда человеку приходится испытать страдания, при которых он может выжить и перенести их только благодаря творчеству.

Сказки Астрид написаны уже в тот период жизни, когда после отказа выйти замуж за своего взрослого возлюбленного, она, работая на износ, встретила будущего мужа Стуре Линдгрена и смогла забрать домой сына Лассе, которого муж усыновил.

Прямо история золушки – появился красивый принц, окруживший героиню любовью и теплом, решивший ее проблемы, ставший для нее опорой.

И этим судьба Астрид похожа на удивительную сказку.

Позднее у супругов родилась общая дочь Карин. И лишь тогда Астрид дала волю своей фантазии (а задатки сочинять истории у нее были с детства) и начала писать истории и сказки, которые нам всем хорошо знакомы. Но эта часть жизни писательницы находится уже за пределами киноленты.

Пожалуй, наиболее искренней и естественно ведущей себя на экране является Альба Аугуст в заглавной роли. Она в отроческие годы своей героини (хотя по возрасту, разумеется, постарше) выглядит очень живо, непосредственно, неординарно.

Вполне можно подумать, что эта юная Астрид с двумя косичками – подросшая Пеппи Длинныйчулок, кстати, первый из персонажей, придуманных Астрид Линдгрен, когда она рассказывала сказки своей больной дочери Карин.

При этом актрисе удается передать интеллектуальную развитость героини – в глазах ее светится ум… Конечно же, такую девушку деревенские парни на танцах не приглашают…

Именно стараниями Альбы Аугуст проникаешься эмоциональным состоянием фильма, которое, подобно синусоиде, скачет от плюса к минусу, от нижнего к верхнему регистру. Актриса очень правдиво проходит в фильме путь Астрид от безрассудного, полного необузданной горячей энергии подростка до сомневающейся девушки и любящей матери.

Как и рассказы писательницы, «Быть Астрид Линдгрен» – история о грехах и их искуплении, о чудесах и упорном труде, о радости и тяготах жизни, в которых сокрыто истинное счастье: взаимопонимание с окружающим миром и с самим собой, покой и любовь.

…фильм начинается сценой, когда в своей скромной, светлой, уставленной книгами квартире в Стокгольме Астрид Линдгрен, уже легенда, распаковывает конверты с детскими рисунками, которыми ее поздравляют с днем рождения.

Дети твердят, что Астрид Линдгрен хорошая, поскольку понимает их и любит как никто: «Ты всегда на стороне детей».

Она читает и слушает послания своих маленьких благодарных читателей. В процессе вспоминая былое, переносясь вместе со зрителем в свои шестнадцать лет…

Так в чем же секрет такого успеха ее литературных произведений в трактовке Перниллы Фишер Кристенсен, автора картины.

Понимание глубинных порывов и метаний детской души обычных ребятишек проистекает от того, что Астрид сама из простого народа, как обитатели деревни Бюллербю, и ощущает это своей кожей, всем своим организмом. В этом и заложена основа принципов гуманного воспитания, которые Линдгрен проводила в жизнь позднее.

А безграничная любовь, в свою очередь, – следствие переживаний, испытанных матерью, надолго разлученной волею обстоятельств с собственным ребенком, и вытекающих отсюда проблем во взаимоотношениях с ним и пожизненным чувством вины.

В чем же Астрид находила во времена юности источник оптимизма и уверенности в себе?

На этот вопрос фильм не дает ответа, зато позволяет лучше проникнуть в характер стойкой к любым лишениям (дело житейское!) молодой женщины, который будет просвечивать во многих героях ее книг и подарит такую же веру в лучшее ее читателям.

Другое дело, что история, рассказанная в фильме, могла случиться почти с любой девушкой того времени и совершенно необязательно привела бы к писательской карьере.

…но Астрид привела, чему мы несказанно рады.

 

Нас с мужем порадовало желание дочери посмотреть фильм не только фантастических сюжетов о супергероях, а повествование о реальной жизни обычной женщины, ставшей известной миллионам детей в мире своими необычными историями. Наверно, взрослеет ребенок…

Захотелось понять – что же ее привлекло в этом человеке. Попыталась узнать точную хронологию событий жизни Астрид и была удивлена, что информация о ее жизни сильно различается в зависимости от источника.

Прикоснувшись к этой теме, прочитала современные публикации о Линдгрен, как уважительные и почитающие, так и обвинительного характера.

Астрид Линдгрен: ох, уж эта неудобная правда

Не бить детей и не забывать о плюшках

Отсутствие в общедоступных источниках однозначно истинных фактов ее биографии, конечно, провоцирует рождение совершенно различных точек зрения.

Не зная документально подкрепленных фактов ее биографии, не хочется спорить с авторами.

При этом, верится следующей фразе Линдгрен, высказанной в одном из интервью:

«По-настоящему радостной была только в детстве — может, потому предпочитаю писать книги, где можно воскресить это чудесное состояние».

Exit mobile version