Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Дети на картинах «малых голландцев». Рейксмузеум/ Children in the paintings of the Dutch Baroque Era. Rijksmuseum

English version below

Загадочные дети на картинах «малых голландцев» больше похожие на старичков или карликов – почему они такие? Или почему они кажутся такими?

Еще побывав на выставке картин из  Лейденской коллекции, мы с дочкой обратили внимание на непривычные нашему глазу одежды и выражения лиц младшего поколения жителей Нидерландов.

Женщина с ребенком в кладовой. Питер де Хох (1629 — ок. 1683). Питер де Хох работал в Делфте с Иоганном Вермеером одновременно несколько лет. Оба художника были увлечены тем, как передавать свет и пространство на картинах. Здесь де Хох представил пространство посредством двух «сквозных взглядов» (проблески через дверные проемы или окна): один в подвал, другой в прихожую. Он изобразил дневной свет с самой светлой краской, а именно с чистым белым цветом. Таким образом, он создал идеальную иллюзию внутреннего пространства.

Теперь, посетив Рейксмузеум и окунувшись в голландскую живопись, мы увидели, что с картин на нас смотрят, в основном, маленькие «взрослые».

Интерьер с женщинами рядом со шкафом льняного белья Питер де Хох (1629 — ок. 1683). холст, масло, 1663. Эта сцена внутренней добродетели относится к амстердамскому периоду де Хоха. В богато обставленном доме, две женщины положили свежевыглаженное белье в шкаф. Они подобрали свои юбки, чтобы содержать их в чистоте, делая домашние дела. В дверях ребенок играет в kolfstok, в игру похожей на хоккейную клюшкой. Через дверной проем за ней можно увидеть ярко освещенные дома.

Эти ребятишки одеты во взрослую одежду тех времен: довольно часто это тесно сшитый корсет китового уса, усиленный железными и свинцовыми полосами, огромная нижняя юбка, поверх которых натягивалось шерстяное длиннополое платье, затем верхняя одежда, покрывающая плечи и бедра большим количеством материи и складок, практически всегда головные уборы – непременно объемные шапочки, защищающие и от холодного ветра, и от синяков…

Крестьяне в интерьере. Адриан ван Остаде (1610-1685). масло на медь, 1661 г. Трое мужчин и женщина обсуждают вопросы, связанные с делами, а ребенок ест суп или кашу, а собака смотрит на это. Крестьянская жизнь вовсе не кажется плохой. В ранних работах ван Остаде крестьяне часто устраивают пьяные потасовки, но в его более поздних картинах, как эта, они обычно спокойнее и гораздо более собраны.

Действительно ли голландцы так одевали своих детей в обычной жизни? Или, возможно, такие наряды у них были только для увековечивания их на живописных полотнах?

Современному человеку трудно представить себе ребенка в обычной жизни одетого по всем правилам настоящей взрослой моды. Тем более, что в наше время и взрослая одежда стала несравнимо легче и удобнее одежды XVII столетия. Не говоря уже о детской моде, которая составляет отдельную часть современной индустрии моды, и не маленькую.

Может быть, голландцы по-другому растили своих детей?

…Пишут, что их методы воспитания не так уж отличались от наших, хотя, конечно же, определённые особенности были.

Голландские родители того времени панически боялись, во-первых, сквозняков, а во-вторых, того, что ребёнок может упасть и ушибиться. И немудрено при том уровне развития медицины и детской смертности. Да и в домах, наверняка, не было постоянно 23-25 градусов Цельсия, как теперь обеспечивается в наших многоэтажных муравейниках или в частных коттеджах.

Вот, видимо, поэтому постоянные шапочки на голове, очень теплые чулки, длинные юбки и много слоев одежды. Это, действительно, настоящие обыденные платья и чепчики, которые были основной одеждой маленьких жителей страны.

Чем же занималась голландская детвора в докомпьютерную эру?

Если исключить гаджеты, то детство голландцев было во многом похоже на детство современного ребёнка. У голландских детей были игрушки – деревянные резные и расписные фигурки разных непонятных существ, иногда даже куклы, музыкальные инструменты, и, конечно, домашние любимцы – ручные птички, либо собачки, либо кошки…

Праздник святителя Николая. Ян Хавикш Стен (ок. 1625-1679). масло на холсте,1665-1668. Праздник Святого Николая проходит в декабре. В Нидерландах он отмечался одинаково на протяжении веков. Добрые дети получают подарки от святого. Например, у маленькой девочки на переднем плане есть ведро, полное угощений. Непослушные дети, такие как плачущий мальчик слева, получают только пучок веток в своей обуви. Ян Стен был настоящим рассказчиком в живописи. Ему удалось включить в эту картину все элементы популярного застолья.

При этом в семьях побогаче были няни и гувернантки, которые присматривали за детьми, и детей  одевали в более нарядные и модные туалеты.

Семейство на фоне пейзажа. Адриан ван де Вельде (1636-1672). холст, масло, 1667. Адриан ван де Вельде не последовал по стопам своего отца и брата — прославленных художников-мореплавателей Виллема ван де Вельде I и II, но специализировался в пейзажах и на картинах на фермерские темы с изображениями скота. С большой точностью Адриан изобразил здесь семью в холмистом лесном ландшафте, обратив внимание на их дорогую одежду. Их личность неизвестна, но они, безусловно, заказали эту картину.

В семьях с более низким достатком и одежда  была попроще и поскромнее.

Гардероб взрослых и детей был очень схож по составу и видам белья, платья и верхней одежды.

Примерно так же, как к гардеробу маленьких голландцев, насколько мы поняли, в XVII веке старшие относились к младшим  – как к маленьким взрослым, пока еще болеющим детством – болезнью, которая с возрастом быстро проходит.

Швейная мастерская. Квиринг Герритц ван Брекеленкам (после 1622 г. — после 1669 г.). масло, холст, 1661. Туристы, которые приезжали в Нидерланды в 17 веке, были поражены тем, что дома были полны картин, даже самых простых мастеров. Квиринг ван Брекеленкам показывает нам рабочее место портного, работающего с его двумя помощниками на специальном столе около окна. Над ними в черной рамке висит речной пейзаж того же времени.

Детей учили вести себя в обществе старших, как взрослых, подчиняясь всем правилам и требованиям взрослого мира. Дети не должны были мешать, шуметь, задавать лишние вопросы, пачкаться и шалить… Одежда и отношение родителей  налагало на них такие обязательства. Поэтому на картинах девочки помогают мамам, мальчики учатся ремеслу отцов или маются от бездействия на совместных трапезах родственников и друзей…

День принца. Ян Хавикш Стен (c 1625-1679). масло на панели, ок. 1660-1679. День принца! В этот популярный праздник отмечался день рождения принца Вильгельма Оранского-Нассау (ноябрьский праздник). Как это было сделано, объясняется на листе бумаги на полу в середине передней части картины. Поздравление переводится как: «За здоровье насаусского парня, в одной руке рапира, а в другой — с радостью поднятый стакан». Это, наверняка, поднимет настроение. Гуляки не обращают внимания на впечатляющую сцену на переднем плане полотна.

И выражения лиц у малышей и подростков на картинах зачастую чересчур серьезные, озабоченные, недетские.

Редко, когда можно увидеть на картине, живой интерес взрослого к детскому занятию, к впечатлению ребенка от увиденного или услышанного, к ребячьим играм.

А если у детей выдавалась минутка совместного времяпрепровождения без взрослого пригляда, то они отрывались «по полной», как в попытке научить кота движению под музыку на картине «Дети учат танцевать кошку» Яна Стена.

Дети учат танцевать кошку, известная как «урок танцев». Ян Хавикш Стен (ок. 1625-1679). масло на панели, 1660-1679. Этим детям недалеко до беды: они учат кошку танцевать под музыку shawm, духового инструмента 17-го века типа гобоя. Пока они явно наслаждаются ими, кот в знак протеста визжит вместе с лающей собакой. Старик у окна сердито упрекает детей: не должны ли они чему-то учиться, а не давать уроки танцев кошке?

Обратите внимание, наконец-то, на живые выражения ребячьих лиц и интерес к совместному занятию, каким бы малоразвиваюшим оно нам не казалось.

 

В наше время расцветающего при воспитании детей в современных семьях детоцентризма такие взаимоотношения взрослых и детей кажутся чудными.

Но живопись «малых голландцев» не дает нам обмануться по этому вопросу. Так оно и было…

 

Историческая справка

У истоков старинного детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда.

Детское платье есть не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем, в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян.

Однако, начиная с XVII века, другие тенденции направляют эволюцию костюма. Принято акцентировать женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в платье для девочек.

К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов.

Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому тогда не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую уже существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.

 

English version

The mysterious children in the paintings of the Dutch Baroque Eraare more like old people or dwarfs — why are they like that? Or why do they seem so?

While still at the exhibition of paintings from the  Leiden collection, my daughter and I drew attention to the unusual clothes and facial expressions of the younger generation of the inhabitants of the Netherlands.

Now, having visited the Rijksmuseum and plunged into Dutch painting, we saw that mainly small “adults” look at us from the paintings.

These kids are dressed in adult clothes of those times: quite often it is a tightly sewn corset of a whalebone reinforced with iron and lead stripes, a huge underskirt over which a long-haired woolen dress is stretched, then outerwear covering shoulders and hips with a lot of fabric and folds, practically always hats — always voluminous hats that protect against cold winds and bruises …

Did the Dutch really dress their children like this in everyday life? Or, perhaps, they only had such outfits to perpetuate them on paintings?

It is difficult for a modern person to imagine a child in ordinary life dressed in all the rules of a real adult fashion. Moreover, in our time, and adult clothing has become incomparably lighter and more convenient clothing of the XVII century. Not to mention children’s fashion, which is a separate part of the modern fashion industry, and not small.

Maybe the Dutch raised their children differently?

… They write that their methods of education were not so different from ours, although, of course, there were certain features.

The Dutch parents of that time were panicky afraid, firstly, of drafts, and secondly, that the child could fall and hurt. And no wonder at that level of development of medicine and child mortality. Yes, and in the houses, for sure, there was not constantly 23-25 ​​degrees Celsius, as is now provided in our high-rise anthills or in private cottages.

Here, apparently, where do these permanent hats on my head come from, very warm stockings, long skirts and many layers of clothing. These are, indeed, real everyday dresses and bonnets, which were the main clothes of the country’s small inhabitants.

What did the Dutch children do in the pre-computer era?

If you exclude gadgets, then the childhood of the Dutch was much like the childhood of a modern child. Dutch children had toys — wooden carved and painted figures of various obscure creatures, sometimes even dolls, and, of course, pets — tame birds, or dogs, or cats …

 

At the same time, the richer families included nannies and governesses who looked after the children, and dressed the children in more elegant and fashionable toilets.

In families with lower incomes, clothes were simpler and more modest.

The wardrobe of adults and children was very similar in composition and types of underwear, dresses and outerwear.

In much the same way as the wardrobe of little Dutch people, as far as we understood, they treated children, in general, in the 17th century — as small adults, still having a childhood, a disease that quickly goes away with age.

Children were taught to behave in a society of seniors as adults, obeying all the rules and requirements of the adult world. Children should not interfere, make noise, ask unnecessary questions, get dirty and naughty … Clothing and the attitude of parents imposed such obligations on them. Therefore, in the pictures, girls help mothers, boys learn the craft of their fathers or toss themselves from inaction at joint meals of relatives and friends …

And the facial expressions of babies and adolescents in pictures are often too serious, anxious, not childish.

Rarely, when you can see in a picture, an adult’s keen interest in children’s activities, in the impression of a child from what he saw or heard, in childish games.

And if the children were given a minute of spending time together without an adult eye, then they would come off «in full», as in an attempt to teach the cat to sing in a picture …

Pay attention to, finally, the lively expressions of childish faces and interest in a joint activity, no matter how wild it may seem to us.

 

Nowadays, in the time of raising children detocentrism in modernfamilies, such relationships between adults and children seem wonderful.

But the painting of the Dutch Baroque Era are does not allow us to be deceived on this issue. So it was …

 

Historical reference

At the origins of an old children’s costume, archaic long clothes are discovered.

Children’s dress is nothing but the long-sex clothes of the Middle Ages, XII-XIII centuries, before men appeared short outer clothing and pants became a visible detail, that is, before the appearance of the prototype of modern men’s clothing. Until the fourteenth century, everyone wore dresses or long shirts, and men differed from women in that it was either a shorter tunic or fastened in front; peasants from calendars of the XIII century dress to the knee. Important, significant people dress reaches the ankles. In general, for a long period, men wore long-fitted fitted clothes, as opposed to the freely falling fabric of the Greeks and Romans.

However, starting from the 17th century, two other trends guide the evolution of the costume. The first emphasizes the effeminate look of a young boy. We have already seen a boy in a dress for girls.

By 1770, boys over four years old will no longer wear a dress with a collar, but the younger ones will retain this feature of their wardrobe, and this will continue until the XIX century — the habit of outwardly bringing a boy to a woman will finally disappear only after the 1914 war, along with the disappearance of the female corset, so as a revolution in clothing is only a reflection of a change in morals.

It is curious that the desire to distinguish a child in a special category applies specifically to boys: girls are apparently separated from adult women only by false sleeves that went out of fashion in the 18th century, as if age separated women to a lesser extent than men. The costume is one of the signs of this attitude, the boys are the first children in a separate category. They begin to attend the college for the most part from the end of the 16th — beginning of the 17th centuries. Girls’ education begins only at the time of Fenelon and Madame de Maintenon, it develops later and more slowly. Not having a school period, girls mix with adult women early, as boys used to be with adult men. And then it doesn’t occur to anyone in a suit to make the difference — beginning to exist in boys — between a female child and an adult woman visible.

Exit mobile version