Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Бытовые сцены у «малых голландцев» и не только. Рейксмузеум/ Household scenes in Dutch baroque and not only. Rijksmuseum

English version below

Вот чем не современная бытовая уличная сцена на заставке публикации?

Людное место Амстердама, где по мосту идут пешеходы, едут велосипедисты, на заднем плане люди переходят проезжую часть…

Подумалось, что интересно сравнить – чем, кроме костюмов и интерьеров, отличаются современные бытовые ситуации от происходившего в XVII веке и чем они остаются похожими.

Как я уже упоминала, картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Поэтому одним из самых популярных  был бытовой жанр.

Полотна, изображающие обычную жизнь людей, покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне, и висели они буквально в каждом доме.

Грешным делом, я бы и сейчас не отказалась, чтобы у меня дома, например, на кухне висела «Молочница» Яна Вермеера.

Мы, естественно, потолклись в гуще желающих воочию увидеть один из главных шедевров мастера.

Надо сказать, что дочка была разочарована. Она не поняла тихой прелести безукоризненной композиции, кажущейся заурядности линий, новаторского, для того времени, сочетания и яркости цветов, манящей игры света.

Вроде бы всё так просто, что нечего разглядывать. А разглядывать хочется…

Молочница. Иоганн Вермеер (1632 – 1675). Масло, холст, ок. 1660. Служанка наливает молоко, полностью поглощенная своей работой. Ничего нет, кроме потока молока. Вермеер увлекся видением этого простого повседневного дела и сделал его предметом впечатляющей картины — женщина стоит, как статуя, в ярко освещенной комнате. Вермеер также следил за тем, как свет с помощью сотен разноцветных точек играет на поверхности всех объектов.

Такие «молочницы» в наше время переместились, по большей части, из богатых частных домов в заведения общепита.

Вот они современные молочницы: прячутся за витриной, жалко, что не сфотографировала их поближе для сравнения.

Но вот – ваша покорная слуга – чем не персонаж для сравнения?

Вполне могла бы быть такой «молочницей» – крестьянского происхождения, ближайшие предки которой жили на земле и доили коров – как же иначе…

Кротость опущенных глаз, сосредоточенность в действиях, сдержанность и стандартность костюма, на столике предметы для чаепития…

Женщина, вынимающая чайный пакетик из чашки. Это сейчас происходит так же часто, как розлив молока из кувшина в те времена.

Именно подробное «исследование» «малыми голландцами»  не бурных исторических событий – народных восстаний и войн – а быта во всех его проявлениях и мелочах жизни сегодня воспринимается подобно сюжетам планетарного характера.

Как, например, на «Фигурах во дворе за домом» Питера де Хоха. Художник был мастером постановочных бытовых сцен: его жанровые фрагменты частенько изображают не конкретных людей, а типы обстоятельств и обобщенные характеры, чтобы получился эффект «как в жизни».

Вот явно – романтическое свидание. Во дворе дома дама угощает приятного кавалера бокалом вина… или другим интересным напитком.

Или кавалер угощает красивую молодую даму?…

Фигуры во дворе за домом. Питер де Хох (1629 — ок. 1683). холст, масло, ок. 1663-1665. Во время своего периода в Делфте де Хох обнаружил новый мотив: сцены с ярко освещенными людьми на заднем плане. Люди здесь кажутся немного неуместными, их с таким же успехом можно было бы увидеть в закрытом помещении в тусклой гостинице. Воздух проникнут искушением. Стоящая женщина с интересом смотрит на девушку, которая выжимает сок лимона в свой бокал.

По этой картине можно написать множество разных сюжетов…

Сейчас тоже сюжетов на данную тему имеется большое разнообразие и в разных вариациях.

Дама может для начала просто спросить – как пройти в Амстердамский исторический музей.

Можно затеять совместное путешествие.

Можно стоять рядом с каким-нибудь известным памятником, одевшись в черно-белое и таинственно глядя вдаль – внимание мужчин разных возрастов обеспечено.

Памятник королеве Вильгемине, на улице Рокин, на углу с переулком Лангенбургстег

Можно испытывать терпение своего кавалера: долго не идти на свидание в кафе или быстро уйти, сославшись на дела и оставив его скучать в одиночестве.

Можно устраивать романтические встречи в современном формате, например, в «Apple Store» – почему бы и нет?

А в хорошую погоду замечательно встречаться на лужайке Музейной площади. И таких желающих немало!

Можно активно увлекать «слабую» половину человечества за собой!

Или тоже неплохо – просто вместе выпить воды из бутылки на лесенке неведомого подъезда, особенно, когда твой кавалер – твой же отец. Это совсем безопасно.

Кстати об отцах и дочерях. Всегда приятно видеть папу, гуляющего с дочкой на площадке.

А бывают и такие жанровые сцены романтических свиданий…

Современное разнообразие радует и в то же время несколько низводит и обедняет элементы любовной игры, допуская как большую свободу, так и неприятную упрощенность.

Насколько в XVII веке больше недосказанности, тайны, следования ритуалам и тягучести времени!

Одна переписка чего стоит.

Письмо ждали несравнимо дольше, чем сейчас. Над его содержанием раздумывали, писали черновики – ведь если не так напишешь, следующего письма может и не быть…

Оно было долгожданным, его читали с упоением, перечитывали, хранили как зеницу ока…

Женщина читает письмо. Иоганн Вермеер (1632-1675). масло на холсте, ок. 1663. Наслаждаясь тихим уединенным моментом, эта молодая женщина поглощена чтением письма в утреннем свете. Она все еще носит свой синий ночной халат. Все цвета в композиции являются вторичными по отношению к сияющему лазуриту синего цвета. Вермеер писал световые эффекты с необычайной точностью. Особенно новаторским является его видение женской кожи бледно-мягко-серым, а тени на стене — голубым.
Любовное письмо. Иоганн Вермеер (1632-1675). холст, масло, ок. 1669-1670. Вермеер выбрал необычную точку зрения для этой картины. Из тусклого пространства на переднем плане высвечивается часть другой комнаты с домашней сценой. Элегантно одетая женщина выжидательно смотрит на служанку, которая только что передала ей письмо. Морской пейзаж на стене позади них вполне может быть связан с темой послания в 17 веке: море часто сравнивали с любовью, а любовника с кораблем.

Сейчас письмо-сообщение получают мгновенно. Человек всегда на связи – время сжалось, и нам некогда писать полными предложениями, строго соблюдать грамматику и пунктуацию. Важнее – оперативность и полная доступность.

Частенько слова не нужны – достаточно изображения. И этим всё уже будет сказано… Благо фото-видео-камеры есть сейчас на каждом мобильном устройстве.

Одно нажатие — и готово…

Раньше аналогом такого моментального  фотографического изображения было живописное полотно. Правда, далеко не такое моментальное, но зато умеющее – при наличии таланта у художника – показать характерные черты образов выпуклей и живее.

Как, например, на подробных живописных сценах веселых голландских застолий.

День принца. Ян Хавикзоон Стен (c 1625-1679). масло на панели, ок. 1660-1679. День принца! В этот популярный праздник отмечался день рождения принца Вильгельма Оранского-Нассау (ноябрьский праздник). Как это было сделано, объясняется на листе бумаги на полу в середине передней части картины. Поздравление переводится как: «За здоровье насаусского парня, в одной руке рапира, а в другой — с радостью поднятый стакан». Это, наверняка, поднимет настроение. Гуляки не обращают внимания на впечатляющую сцену на переднем плане полотна.

Внимательно рассмотрев полотно «День принца», увидишь столько характерных личностей и моделей поведения, что можно уже больше ничего не говорить об этом.

Мы, возможно зря, не посещали в Амстердаме подобных  картине Яна Стена «едальных» мест.

И поэтому наши зрительные образы совместных обедов и ужинов в ресторанах гораздо более цивильны и сдержаны.

Самым злачным местом, из увиденных в Амстердаме, нам показалась площадь Дам во время и после массовых городских праздников: на ней можно увидеть неудобовидимое, почувствовать любые неудобовоспринимаемые «запахи», услышать неудобослышимое и прикоснуться к тому, к чему лучше не прикасаться…

Даже камера иногда не выдерживала…

До квартала «красных фонарей» Амстердама мы, как догадывается читатель, не добрались – очень, уж, мы скучные – но там всё равно нельзя фотографировать, так что можно в этой сфере человеческих развлечений посмотреть разве что соответствующие сайты в интернете, а, на крайний случай, – работы художников «золотого века» нидерландской живописи.

Пьяная пара. Ян Хавикзоон Стен (ок. 1625-1679). масло на панели, ок. 1655-1665. Мужчина и женщина настолько пьяны, что не подозревают, что их грабят. Их глупость подчеркнута рисунком на стене. На нем изображена сова, считающаяся глупым существом в 17 веке. Птица не могла видеть днем даже со свечой или очками. Таким образом, пьяная пара так же слепа, как и сова, устойчивое выражение, которое сохранилось в английском языке – «слепа, как летучая мышь».

И подивиться их целомудрию в этих вопросах, натуралистичности изображения, юмору, узнаваемости ситуации, красоте, увиденной и в этой стороне жизни, и любви к своему народу.

Как считаете? Изменилась ли сильно природа человеческая за прошедшие века?

 

English version

Isn’t that a modern everyday street scene on a publication splash screen?

A crowded place in Amsterdam, where pedestrians walk along the bridge, cyclists ride, in the background people cross the roadway …

It was thought that it was interesting to compare — how, in addition to costumes and interiors, are modern everyday situations different from what was happening in the 17th century and how they remain similar.

As I mentioned, the paintings of Dutch baroque people were not intended for palaces and temples, but for the modest interior of an ordinary residential building. Therefore, one of the most popular was the household genre.

The canvases depicting the ordinary life of people were bought by the townspeople, artisans and even peasants, and they hung literally in every house.

It’s a sinful thing, even now I wouldn’t refuse to have Jan Vermeer’s “Milkmaid” hanging in my kitchen, for example.

Naturally, we bumped into the thick of those who wanted to see firsthand one of the masterpieces of the master.

I must say that my daughter was disappointed. She did not understand the quiet charm of an impeccable composition, the seeming mediocrity of lines, innovative, for that time, combination and brightness of colors, an impeccable play of light.

It seems to be so simple that there is nothing to look at. And I want to look …

Such «thrush women» in our time have moved, for the most part, from wealthy private homes to catering establishments.

Here they are modern thrush: they are hiding behind a shop window, it’s a pity that I didn’t take a closer look for comparison.

But here — your humble servant — why not a character for comparison?

It could have been such a “thrush” — of peasant origin, whose immediate ancestors lived on the earth and milked cows — how could it be otherwise …

Meekness of lowered eyes, concentration in actions, restraint and standard of a suit, objects for tea drinking on a table …

Woman taking tea bag out of cup. This now happens as often as pouring milk from a jug in those days.

It is a detailed “research” by the artists of the Dutch baroque of not turbulent historical events- popular uprisings and wars — but everyday life in all its manifestations and little things in life today is perceived like stories of a planetary nature.

As, for example, in the “Figures in the Courtyard Behind the House” by Peter de Hoch. The artist was a master of staged everyday scenes: his genre fragments often depict not specific people, but types of circumstances and generalized characters to get the effect “like in life”.

Obviously — a romantic date. A pleasant cavalier lady treats in the courtyard of the house with a glass of wine … or another interesting drink.

In this picture you can write many different stories …

Now, too, there are a lot of stories on this subject in various variations.

For starters, a lady may just ask how to get to the Amsterdam Historical Museum.

You can start a joint trip.

You can stand next to some famous monument, dressed in black and white and mysteriously looking into the distance — the attention of men of different ages is provided.

You can test the patience of your gentleman: do not go on a date in a cafe for a long time or leave quickly, referring to business and leaving him bored alone.

You can arrange romantic meetings in a modern format, for example, in the Apple Store — why not?

And in fine weather, it’s wonderful to meet on the lawn of Museum Square. And there are many such people!

You can actively carry away the “weak” half of humanity with you!

Or just to drink water from a bottle together on a ladder of an unknown entrance is also not bad, especially when your gentleman is your father.

Speaking of fathers and daughters. It is always nice to see dad walking with his daughter on the playground.

And there are such genre scenes of romantic dates …

Modern diversity pleases and at the same time somewhat reduces and impoverishes the elements of the love game, allowing for both great freedom and unpleasant simplification.

How much in the XVII century more understatement, secrecy, following rituals and viscous time!

One correspondence is worth it.

The letter was waiting incomparably longer than now. They thought over its contents, wrote drafts — because if you don’t write it that way, there might not be another letter …

It was long-awaited, it was read with rapture, re-read, stored like the apple of an eye …

Now a message is received instantly. A person is always in touch — time has squeezed, and we have no time to write complete sentences, strictly observe grammar and punctuation. More important — efficiency and full availability.

Often words are not needed — just an image. And that will already be said …

Previously, the analogue of such an instant photographic image was a painting. True, it is far from being so instantaneous, but it is able to show the characteristic features of a convex and lively one, given the artist’s talent.

As, for example, in detailed scenic scenes of cheerful Dutch feasts.

Having carefully examined the canvas «Prince’s Day», you will see so many characteristic personalities and behaviors that you can no longer say anything about it.

We, perhaps in vain, did not visit places in Amsterdam like to the picture of Jan Steen.

And therefore, our visual images of joint lunches and dinners in restaurants are much more civilized and restrained.

The most vicious place that we saw in Amsterdam seemed to us to Dam Square: on it you can see the unseen, feel any unbearable «smells», hear the unheard-of and touch what is better not to touch …

As far as the reader guesses, we didn’t get to the quarter of “red lights” of Amsterdam — we are very boring — but you still can’t take pictures there, so you can only look at the corresponding sites on the Internet in this area of ​​human entertainment, and, in extreme cases, — works of artists of the «golden age» of Dutch painting.

And marvel at their chastity in these matters, the naturalness of the image, humor, recognition of the situation, the beauty seen in this side of life, and love for their people.

What do you think? Has human nature changed much over the past centuries?

Exit mobile version