Островок современного искусства. Foam/ Islet of modern art. Foam

English version below

Музей фотографии Foam в Амстердаме – это не привычное музейное пространство с выставленными в нём экспонатами, а лёгкая и воздушная конструкция современного дизайна. Причем, она удивительным образом вписана в исторические стены трех старинных зданий на Keizersgracht 609.

A1765BDB-E62C-47E6-8F56-4B609C8A565142276A11-66AD-45A2-9299-5A3C63BE6433

Мы дошли до музея вечером, ближе к 18:00 в четверг – в тот день, когда музей работает до 21:00.

BB1E6E16-34B1-4A3D-A6C5-615261B200AC

И после жаркого летнего дня попали в свободное прохладное белое пространство современного творчества. Здесь не клубились в неостановимом хороводе толпы посетителей; было спокойно, безмятежно, неторопливо…

И ах, чай из мятных листьев в кафе музея! Этот фирменный знак всех кафе музеев Амстердама настраивает на погружение в атмосферу роскоши ощущений и эмоций.

Аббревиатура Foam (в переводе – Пена) является сокращением Fotografiemuseum Amsterdam, в котором представляются регулярно меняющиеся выставки. Здесь проводятся как выставки классиков фотографического искусства, так и выставляются экспозиции молодых дарований.

И, конечно, при имеющемся живом интересе дочери к искусству фотографии, мы не могли обойти Foam стороной.

 

Мы застали в Пене три различных выставки.

Было бы странно, если бы в Амстердаме фотографии первого зала не шокировали нас своей тематикой. Если бы этого не случилось, то мы бы испытали разочарование. Но стереотипы ожиданий в этом случае нас не подвели.

Это были фотографии интимных зон мужчин и женщин крупным планом, но не в сексуальном контексте, а в основном, в рамках врачебных осмотров и больничных палат, причем, по большей части это оказались фотографии гермафродитов. Мы таки испытали неловкость и увели дочь на второй этаж.

… А потом я пожалела, что не сфотографировала эту стену – все-таки нет пределов любопытству человеческому… теперь это осталось только в памяти.

 

На втором этаже была выставка одной из самых успешных художников-фотографов современности – Алекс Прагер.

DA989FCB-9012-4D62-9B6F-5D1D9F7B8D73
Алекс Прагер. Kimberly, 2008 из серии The Big Valley (Большая долина)
68368B52-023E-41A9-9723-577ABD6FE5C8
Алекс Прагер. Торговая площадь 2, 2015

Название выставки Silver Lake Drive и названия некоторых работ в ее экспозиции имеют отношение к местам ее родного города Лос-Анджелес. Судя по ее работам, для нее эти места до сих пор являются сильным источником вдохновения.

Неразрывное сочетание ее родного сияющего голубого неба и технической эстетики придают фотографиям отчасти ощущение близости к жизни, но в то же время и их искусственности одновременно.

9F420B01-80E9-4762-BD22-4F759470C37E
Алекс Прагер. Ева, 2008 из серии The Big Valley (Большая долина)

Остается неясным, были ли изображения сделаны на улицах Лос-Анджелеса или на съемочной площадке с тщательной стилизацией и освещением. Благодаря четкому использованию цветов и смелых композиций художница создает реальность, в которой грань между действительным и несуществующим оказывается размытой – в чем, собственно, и заключается изюминка ее творчества.

47A596EB-FB6A-4C4F-BB29-5BF75920D049
Алекс Прагер. Simi Valley, 2014 (город на юго-западе Калифорнии)
AEE050C3-EAFF-4503-842F-84646AF85248
Алекс Прагер. Толпа людей #5 (Washington Square West), 2013 из серии Лица в толпе

 

О-хо-хо! У американцев есть свой Файбисович!

 

Рассмотрев этот мир Прагер, окунувшись в ее представление о золотом веке Америки, в винтажную эстетику Голливуда, мы единогласно пришли к мнению, что наш-то Файбисович покруче будет.

0AAF2167-B9AD-4B7E-8FF8-987B0254FF11
Алекс Прагер. Сюзи и друзья, 2008 из серии The Big Valley (Большая долина)
D4F7426F-78E1-450F-B993-BAE46E849C69
Алекс Прагер. Дезире, 2008 из серии The Big Valley (Большая долина)

Алекс относится к фотографии достаточно свободно, как к живописи. Она, словно художник, пишет свои работы, используя вместо кисти и красок современные постановочные и технические приемы. Кроме того, видно, что ее интересует, как и насколько можно изменить реальность в зависимости от настроения и своих представлений о том, как может или не может быть устроен мир.

По ее собственному признанию, ей нравится выводить людей из равновесия, делая вещи немного или гораздо более странными, чем они являются на самом деле.

F5A2918C-FEAE-4B8B-AE85-4E2049DFB375
Алекс Прагер. 14 часов после полудня, Тихий океан и глаз #9, 2012 из серии Принуждение
BD033EA2-921F-49A6-8F7E-DCAABD84F512
Алекс Прагер. Юлия, 2007 из серии Полиэстер

Главными героями работ Алекс предстают люди, очень часто женщины. Прагер описывает процесс отбора моделей так: «Я подхожу к человеку, если почувствую, что в нем есть что-то действительно особенное, что пробуждает мое воображение – цвета, которые он выбирает, или то, как он укладывает волосы…».

711586AD-E999-451A-98ED-63146382D069
Алекс Прагер. Эллен, 2007 из серии Полиэстер

Видеть и быть увиденным – темы в творчестве Прагер, повторяющиеся во множестве ее изображений. Почему человек что-то видит, что его привлекает, почему кто-то оказывается увиденным, а кто-то так и остается в толпе, а если к нему приглядеться – что же увидишь на самом деле?..

Ориентацией на людей на своих фотографиях Алекс, по нашему мнению, пытается рассказать нам о желании человека быть частью целого, в то же время выделяясь из толпы. Она исследует вопросы видимости/невидимости человека среди людей: каковы законы этого явления.

25A98056-5C81-4BE8-8385-3ED706691682
Алекс Прагер. Толпа людей #1 (Stan Douglas), 2010 из серии Лица в толпе
447014EA-20B7-4E89-A6C1-327A7BC0D13A
Алекс Прагер. Толпа людей #7 (Bob Hope Airport), 2013 из серии Лица в толпе
10A5EE69-014F-4E6C-82A9-523DB09AB0D0
Алекс Прагер. Толпа людей #3 (Pelican Beach), 2013 из серии Лица в толпе

Но от этих постановочных кадров тянет чем-то не очень живым – уж, чрезмерно они оторваны от реалий. Мысль, где мысль? Нашему человеку мысль подавай.

После выставки ранних работ художницы ей неоднократно задавали вопрос о том, что произошло до или после кадра, который был снят. Поэтому шаг от фотографии к фильму был для нее естественным. Вместо ответа, она начала создавать движущиеся изображения, которые предлагали сюжетную линию, тем не менее, не раскрывая самого сюжета.

На выставке было представлено три фильма Прагер. Нам запомнились два: «Отчаяние» (2010) и «La Grande Sortiei» (2015).

«Отчаяние» – это невероятно короткая и сконцентрированная история об испытании девушкой (актриса Брайс Даллас Ховард) глубинного отчаяния, история без слов, история-действие, история-указатель точек изменения глубины чувства с помощью формы, цвета, костюма, предметов, декораций…

В 2015 году Алекс Прагер выпустила короткометражный фильм «La Grande Sortie», в котором рассказывается история прима-балерины Эмили Козетт. Фильм создан при поддержке Оперы Бастилии и снят в стенах этого культового театра. Зрителю показывается ночь возвращения Эмили Козетт на сцену после долгого перерыва.

Картина направляет нас в путешествие по эмоциям, которые испытывает прима-балерина во время танца – от замешательства до полной паники. Ярко показана напряженность между танцором и зрителем или между искусством и его аудиторией, тщательно поддерживаемая повседневностью киноотображения действительности и театральностью применяемых приемов. История была навеяна фильмом Пауэлла и Прессбургера «Красные башмачки» (1948), экранизацией одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена.

Подробности о жизни Алекс Прагер можно посмотреть в исторической справке в конце публикации.

 

На последнем этаже музея экспонируются работы начинающих фотохудожников.

Мы увидели там сложную инсталляцию Кевина Брея (Франция). Сейчас он проживает в Rijksakademie van Beeldende Kunsten (Амстердам, Нидерланды).

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Мы заметили, что он с легкостью пересекает границы различных языков и искусств. Его работа представляет собой гибрид техник, мотивов и формальных языков, в которых он объединяет живопись, графический дизайн, скульптуру, видео, трехмерную фотографию и звуковой дизайн. Представленная композиция хорошо вписывается в дизайн библиотечного пространства музея, где она экспонируется, дополняя его в стиле современных библиотечных пространств.

64123196-302F-4D53-A3B7-415F38DD28A24581F152-87C0-4FF0-BF83-714F14DBD6F2

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Возможно, через небольшое время мы увидим его работы в ряду известных мировых мастеров.

 

Мы подумали, что пространство музея так атмосферно и талантливо организованно, что не грех и самим сделать какую-нибудь фотокомпозицию в его стенах.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Историческая справка

Алекс Прагер родилась 1 ноября 1979 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Её родители были хиппи, гораздо больше увлеченные жизнью своей субкультуры, нежели собственной дочерью, поэтому воспитанием девочки в основном занималась ее бабушка. Прагер росла трудным, независимым и свободолюбивым подростком. В 14 лет будущая художница бросила школу и уехала в Европу, где скиталась и бродяжничала.

Это история современной золушки, которая ярко иллюстрирует бытующее мнение, что учить человека – только портить его.

Фотографией Алекс увлеклась в 19 лет после того, как побывала на выставке Уильяма Эгглестона (William Eggleston) в Eggy Museum. Вскоре она приобрела самую дешевую фототехнику, сняла в аренду студию и приступила к съемкам, без какого-либо обучения и опыта. Однако, как потом признавалась сама Алекс, понадобилось почти 7 лет, прежде чем она почувствовала, что находится на верном пути в движении к поставленной цели. Для девушки фотография стала настоящей отдушиной и способом поделиться со всеми своими мыслями и чувствами.

Никакого образования Алекс Прагер так и не получила и в ряде своих интервью называла себя фотографом-самоучкой. Первую персональную выставку провела в 21 год, когда вернулась в США. Талант Алекс Прагер вскоре был замечен ценителями искусства, и за несколько лет художница стала одним из самых востребованных фотографов Америки.

В 2010 году она была выбрана в качестве Foam Таланта, и ее работа была опубликована в выпуске «Талант» журнала «Foam» № 24. Ее карьера взлетела после того, как ее работа была выставлена на выставке Нью-Йоркского музея современного искусства MoMA «Новая фотография» в том же году. В 2012 году она была удостоена премии Foam Paul Huf Award, а ее серия Compulsion (Принуждение) была выставлена в Foam. С тех пор ее работы выставлялись по всему миру в известных галереях и музеях. Фотографии Прагер были опубликованы в Foam Magazine, The New York Times Magazine, Vogue (США) и других знаменитых изданиях. Вершиной же признания ее творчества стала полученная ею в 2012 году за работу над сериалом «Печать зла» премия «Эмми».

Алекс Прагер является также автором двух книг: “Книга беспокойства. Аморальная драма” (англ. The Book of Disquiet: An Immoral Drama, 2005) и “Полиэстер” (англ. Polyester, 2007).

Семь лет спустя после первой выставки в Foam, в 2019 году, Прагер возвращается в Амстердам с ретроспективной выставкой, которая объединяет десять лет работы над ее фотографиями и фильмами. Творчество художницы представлено на выставке тщательно подготовленными, широкоформатными изображениями в насыщенных цветах и ее несколькими кинематографическими работами.

Сегодня Алекс Прагер, как автор, достигла того высочайшего уровня, при котором ее уже не оценивают, а воспринимают просто как настоящее явление и художницу с мировым именем. Ее сайт: https://www.alexprager.com/selected-work-2019

 

 

English version

The Foam Museum of Photography in Amsterdam  is not a familiar museum space with exhibits on display, but a light and airy modern design. Moreover, it is surprisingly inscribed in the historical walls of three ancient buildings on Keizersgracht 609.

We reached the museum in the evening, closer to 18:00 on Thursday — the day when the museum is open until 21:00.

And after a hot summer day we got into the free cool white space of modern art. There were no crowds of visitors in an unstoppable round dance; it was calm, serene, leisurely …

And oh, mint tea in the museum cafe! This trademark of all cafes in museums in Amsterdam is set to immerse into the atmosphere of luxury sensations and emotions.

The abbreviation Foam (in meaning Foam) is an abbreviation of the Fotografiemuseum Amsterdam, which presents regularly changing exhibitions. It hosts both exhibitions of photographic art classics and exhibits of young talents.

And, of course, with our daughter’s keen interest in the art of photography, we could not ignore Foam.

 

We found three different exhibitions in Pena.

It would be strange if in Amsterdam the photographs of the first hall did not shock us with their subject. If this did not happen, then we would be disappointed. But the stereotypes of expectations in this case did not disappoint us.

These were close-up photographs of the intimate zones of men and women, but not in a sexual context, but mainly as part of medical examinations and hospital wards, and for the most part these were photos of hermaphrodites. We felt awkward and took our daughter to the second floor.

… And then I regretted that I had not photographed this wall — after all, there are no limits to human curiosity … now it remains only in my memory.

On the second floor there was an exhibition of one of the most successful artists and photographers of our time — Alex Prager.

The name of the Silver Lake Drive exhibition and the names of some of the works in her exhibition are related to places in her hometown of Los Angeles. Judging by her work, for her these places are still a strong source of inspiration.

The inextricable combination of her native shining blue sky and technical aesthetics give the photos partly a sense of closeness to life, but at the same time their artificiality at the same time.

It remains unclear whether the images were taken on the streets of Los Angeles or on the set with careful styling and lighting. Thanks to the clear use of flowers and bold compositions, the artist creates a reality in which the line between the real and the non-existent is blurred — which, in fact, is the highlight of her work.

 

Oh ho ho! The Americans have their own Faybisovich!

 

Having examined this world of Prager, plunged into her idea of ​​the golden age of America, into the vintage aesthetics of Hollywood, we unanimously came to the conclusion that our Faibisovich will be abruptly more abrupt.

 

Alex refers to photography quite freely, as to painting. She, like an artist, writes her works, using modern staging and technical techniques instead of brushes and paints. In addition, it is clear that she is interested in how and how much reality can be changed depending on the mood and her ideas about how the world can or cannot be arranged.

By her own admission, she likes to get people off balance by making things a little or much weirder than they really are.

The main characters of Alex’s work are people, very often women. Prager describes the process of selecting models as follows: «I approach a person if I feel that there is something really special in him that awakens my imagination — the colors that he chooses, or the way he puts his hair …».

To see and be seen are themes in the work of Prager, repeated in a variety of its images. Why does a person see something that attracts him, why does someone appear to be seen, and someone remains in the crowd, and if you look closely at him — what will you really see? ..

By focusing on people in his photographs, Alex, in our opinion, is trying to tell us about a person’s desire to be part of the whole, while at the same time standing out from the crowd. She explores the issues of human visibility / invisibility among people: what are the laws of this phenomenon.

But from these staged shots it is drawn by something not very lively — indeed, they are excessively divorced from realities. Thought, where is the thought? Give thought to our man.

After the exhibition of her early works, the artist was repeatedly asked what happened before or after the frame, which was shot. Therefore, the step from photography to film was natural for her. Instead of answering, she began to create moving images that suggested the storyline, however, without revealing the plot itself.

Three films of Prager were presented at the exhibition. We remember two: Despair (2010) and La Grande Sortiei (2015).

«Despair» is an incredibly short and concentrated story about a girl (actress Bryce Dallas Howard) experiencing deep despair, a story without words, a story-action, a story-index of points of change in the depth of feeling with the help of form, color, costume, objects, decorations …

In 2015, Alex Prager released the short film La Grande Sortie, which tells the story of prima ballerina Emily Cosette. The film was created with the support of the Bastille Opera and was shot within the walls of this cult theater. The audience is shown the night Emily Cosette returns to the stage after a long break.

The picture guides us on a journey through the emotions that the prima ballerina experiences during the dance — from confusion to complete panic. The tension between the dancer and the spectator, or between art and its audience, carefully supported by the daily routine of the reality cinema and the theatricality of the applied techniques, is vividly shown. The story was inspired by the film Powell and Pressburger «Red Shoes» (1948), an adaptation of the fairy tale of the same name by Hans Christian Andersen.

Details of the life of Alex Prager can be found in the historical information at the end of the publication.

 

On the top floor of the museum exhibits the work of novice photo artists.

We saw a complicated installation of Kevin Bray (France) there. He currently resides in the Rijksakademie van Beeldende Kunsten (Amsterdam, Netherlands). We noticed that he easily crosses the borders of various languages ​​and arts. His work is a hybrid of techniques, motifs, and formal languages ​​in which he combines painting, graphic design, sculpture, video, three-dimensional photography, and sound design. The presented composition fits well with the design of the library space of the museum, where it is exhibited, complementing it in the style of modern library spaces.

Perhaps in a short time we will see his work among a number of world famous masters.

 

We thought that the space of the museum is so atmospheric and talentedly organized that it’s not a sin to make any kind of photo composition within its walls.

History reference

Alex Prager was born November 1, 1979 in Los Angeles, California. Her parents were hippies, much more passionate about the life of their subculture than their own daughter, so her grandmother was mainly engaged in raising the girl. Prager grew up a difficult, independent and freedom-loving teenager. At 14, the future artist left school and went to Europe, where she wandered and wandered.

This is the story of the modern Cinderella, which clearly illustrates the prevailing opinion that to teach a person is only to spoil him.

Alex became interested in photography when she was 19 years old after attending William Eggleston’s exhibition at the Eggy Museum. Soon she acquired the cheapest photo equipment, rented a studio and started filming, without any training and experience. However, as Alex herself later admitted, it took almost 7 years before she felt that she was on the right track in moving towards her goal. For a girl, photography has become a real outlet and a way to share with all your thoughts and feelings.

Alex Prager never received any education and in a number of her interviews she called herself a self-taught photographer. She held her first solo exhibition at 21 when she returned to the United States. Talent Alex Prager was soon noticed by connoisseurs of art, and for several years the artist became one of America’s most sought-after photographers.

In 2010, she was selected as the Foam of Talent, and her work was published in the Foam Magazine’s Talent Issue No. 24. Her career took off after her work was exhibited at MoMA’s New York Museum of Modern Art New photography ”in the same year. In 2012, she was awarded the Foam Paul Huf Award, and her Compulsion series was exhibited at Foam. Since then, her works have been exhibited around the world in famous galleries and museums. Photos of Prager were published in Foam Magazine, The New York Times Magazine, Vogue (USA) and other famous publications. The peak of recognition of her work was the Emmy Award she received in 2012 for her work on the series “Seal of Evil”.

Alex Prager is also the author of two books: “The Book of Anxiety. The Immoral Drama ”(Eng. The Book of Disquiet: An Immoral Drama, 2005) and“ Polyester ”(Eng. Polyester, 2007).

Seven years after the first exhibition at Foam, in 2019, Prager returns to Amsterdam with a retrospective exhibition that brings together ten years of work on her photographs and films. The artist’s creativity is presented at the exhibition by carefully prepared, large-format images in saturated colors and her several cinematic works.

Today, Alex Prager, as an author, has reached the highest level at which she is no longer appreciated, but perceived simply as a real phenomenon and a world-famous artist. Her website: https://www.alexprager.com/selected-work-2019

11 thoughts on “Островок современного искусства. Foam/ Islet of modern art. Foam

Add yours

  1. Мне чрезвычайно понравились работы Alex Prager. Почти все, за редким исключением (даже не стану отмечать). Для меня их главная ценность в том, что они основаны на реальности. Пусть даже есть постановочные кадры, но они тоже — из мира реалий.
    Наверное, потому надуманность инсталляций я не в состоянии переварить.
    Ваш эксперимент получился удачным — отличное сочетание фона и модели

    1. Спасибо за оценку. Ваше мнение очень важно для меня.
      Я рада, что вам понравились работы Прагер. В моем понимании — это такой женский взгляд и женский мир. Этим он и интересен.
      Мы тоже не жалеем, что зашли на эти работы посмотреть. Особенно на контрасте с Рейксмузеем есть о чем подумать. 😊

  2. Интересно, спасибо.
    Интересный вопрос: что было до кадра и после. Иногда я, глядя на снимок, тоже задаюсь этим вопросом. И пытаюсь рассмотреть это в снимке. В этом и есть ценность момента. Меня не привлекает последовательность, скорее выхваченность. И если мастеру это удаётся ухватить- в этом мгновении полнота.

    1. Я согласна с вами, дорогая Вера. У меня тоже совершенно нет желания узнать историю. Так как ценность фотографии именно в том, что по этому моменту понятна вся история. Она может быть на самом деле другой, но зритель видит свою историю, и она для него очевидна.

      1. Мне, правда, по большому счету, все таки ближе реальные фотографии, которые представляют существующее.
        Например, в одном из моих репортажей есть фотографии животных тоже знаменитого фотографа. Они, конечно, тоже постановочные, но невозможно животное заставить сделать что-нибудь то, что оно не делает в жизни. Просто фотограф ловит этот момент, создавая определенные условия.
        и совсем другое — расставить людей и сказать им, какое выражение лица они должны сделать.
        Вообщем, вопрос непростой.

      2. Согласна. Но все равно, расставляй-не расставляй суть пробивается. В моменте есть работа нашему подсознанию и интуиции.
        Я тоже за естество момента и удачу вкупе с мастерством фотографа.

      3. это точно. Момент все равно ловит фотограф — ему и карты в руки…

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading