После бала. Почему так называется рассказ?

Есть такой рассказ у Льва Николаевича Толстого «После бала».

Написан рассказ был только в 19о3 году (опубликован после смерти писателя – в 1911). Но отразились в нем его жизненные впечатления более чем полувековой давности.

Изучают его наши школьники в 8 классе.

Обсуждение этого рассказа идет с подростками туго и сложно.

Ведь вопросы, поднимаемые Толстым в этой истории, обдумывались им всю жизнь, и каждое слово отражает его выстраданную позицию.

Поэтому приближение к пониманию основной проблематики рассказа у подростков, только начинающих свой самостоятельный жизненный путь, происходит медленно и со скрипом.

Толстой раздумывает о личной ответственности за свои поступки и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать все живое в человеке.

Его герой отказался после случившегося в рассказе не только от воинской обязанности, но и от всякой службы, а любовь молодого человека к любимой девушке пошла на убыль и совсем исчезла.

Т. е. планы юноши на жизнь были им кардинально пересмотрены – он отказался для себя от всякой деятельности на благо общества. И личная жизнь его впоследствии также не сложилась.

Не осквернять душу выполнением бесчеловечных приказов начальства – это, в понимании главного героя, значило оставаться честным человеком, думающим о долге, совести и чести.

А на самом деле как необходимо поступить человеку, чтобы остаться в мире самому с собой?

Нужно ли ему бросаться на борьбу с государственной системой, которую он все равно не исправит?

Или нужно быть сторонним наблюдателем, не пятная себя неприглядными действиями по приказу властей?

Где та «золотая» середина, которая даст гармонию существования человеку в обществе?..

У человека всегда есть выбор.

События начала рассказа происходят в 40-е годы XIX века, время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). Крепостное право тогда еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой, ружейным шомполом или шпицрутеном (батогом) по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни.

В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того, как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение и перестал бывать в доме Корейша, а затем отказался и от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Льва Николаевича, что много лет спустя, обдумав с высоты прожитых лет эти события, он описал их в этом рассказе.

Писатель раздумывал над его названием. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и другие.

В результате рассказ был назван Толстым «После бала».

 

Сочинение на тему Почему рассказ Л. Н. Толстого назван «После бала»?

Л.Н. Толстой говорит в рассказе о событиях, полностью изменивших жизнь главного героя, «веселого и бойкого» студента. Молодой человек, размышляющий о дальнейшей деятельности после окончания университета, под влиянием одного случая в своей жизни принял решение никогда не служить: «…и не только не служил в военной…» службе, «…но и нигде не служил».

По воспоминаниям уже умудренного опытом главного героя рассказа, Ивана Васильевича, жизнь его в студенческую пору была беззаботна и весела. В тот период молодой человек был влюблен в дочь полковника Б. Вареньку, красотой которой «нельзя было не любоваться».

Однажды, на губернском балу, был и отец девушки, который выглядел как хороший военный и любящий родитель: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».

Танец с дочерью

Иван Васильевич, все время танцевавший с Варенькой, в минуты отдыха с восхищением смотрел на любящих друг друга отца и дочь, на то, с какой нежностью и заботой они относятся друг к другу, как слаженно и ловко движутся они вместе под мелодию мазурки.

Происходящее на балу кружило главному герою голову: все вызывало у него умиление и наполняло душу счастьем. Особенно его умилили сапоги полковника, «обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Иван Васильевич подумал, что полковник не покупает себе хороших потому, что ему надо вывозить в свет дочь. Это было еще одним подтверждением любви отца к Вареньке. А уж, когда полковник передал свое сокровище – дочь – в руки Ивана Васильевича, тот испытал к нему «какое-то восторженно-нежное чувство».

Оказавшись в таком счастливом состоянии с утра около дома своей возлюбленной, молодой человек увидел, что сквозь строй солдат ведут беглого татарина. Это было ужасно: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова». Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И вот читатели с ужасом понимают, что наказанием провинившегося руководил не кто иной, как полковник Б.!

Батоги+

Он четко следовал приказам, не позволяя себе вникать в их смысл: душа его была ожесточена и не участвовала в происходящем. Автор недаром заметил ранее, что полковник Б. был «старый служака николаевской выправки».

Молодому человеку было стыдно от того, что командовал этим неприглядным действием отец Вареньки. Только что он был милым и заботливым отцом, а через несколько часов стал бездушным механизмом, который внимательно и бесчувственно следил за исполнением назначенного наказания.

Контраст между первой и второй частью рассказа разителен: вместо праздничной атмосферы уютного, гостеприимного дома – туманное, сырое мартовское утро; вместо беззаботных гостей в вечерних нарядах – много «черных людей»; вместо милой мазурки – «неприятная, визгливая мелодия».

Состояние счастья, умиления, царившее в душе Ивана Васильевича, сменилось доходившей до тошноты тоской. Молодой человек пытался найти оправдание полковнику, но не смог, так как нельзя оправдать бездушие, жестокость, бесчеловечность.

Беззаботная пора кончилась, и жизнь Ивана Васильевича навсегда переменилась. После того злополучного утра он отказался не только от воинской обязанности, но и от всякой службы, а любовь молодого человека к Вареньке пошла на убыль. Не осквернять душу выполнением бесчеловечных приказов начальства – это, в понимании главного героя, значило оставаться честным человеком, думающим о долге, совести и чести.

На примере полковника Б. Л.Н. Толстой поднимает два важных вопроса: личной ответственности за свои поступки и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать все живое в человеке.

В рассказе находят отражение две эпохи: 40-е годы XIX века – время правления Николая и время создания рассказа – 1903 год. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы обратить внимание на то, что и в настоящем недостатки государственного устройства страны одерживают верх над нравственными законами. Однако человек вправе сам решать, какой должна быть его судьба, как это происходит с главным героем рассказа «После бала».

После бала. Почему так называется рассказ?: 24 комментария

Добавьте свой

    1. Да. было дело. Просто каждый раз сейчас, сталкиваясь с тем, что приходится или хочется перечитать какую-то классику по разным причинам — например, дочери надо писать сочинение, а я ничем не могу помочь — удивляешься, что они ее изучают в своем нежном возрасте. и мы также изучали. ни черта не понимаешь, но хотя бы догадываешься об этом. а современные дети не запариваются такими вопросами — проскочил и дальше — темпы-то другие.
      Последнее время задаюсь вопросом — а можно ли в таком темпе, вообще, что-то понять в жизни? и ведь главное, что, наверняка, можно. Просто позже.
      Не зря в Европе уже до 30 лет все считаются молодые люди студентами. А не далее как сегодня увидела публикацию на ФБ, что детство сейчас заканчивается только к 30 годам.
      Видимо, и изучать такие произведения надо современным детям в более позднем возрасте. Может, я не права?

      1. Да тут сложный вопрос. Кто-то и в пятом классе поймет произведение, кто-то и в десятом не поймет. 🙂
        Вообще, насколько я помню советскую программу по литературе, то какие-то произведения стоило передвинуть в классы постарше, а какие-то наоборот, изучать в более раннем возрасте.

      2. Да, точно. Были произведения, по которым запаздывали с изучением. Ощущение осталось. Только уже не помню — что именно.

  1. Я все больше и больше понимаю, что почти все произведения многослойны. Даже здесь, у нас. Каждый находит что то свое. Наверное, и у Толстого можно что то найти в любом возрасте. Другой вопрос, что стиль у него возможно тяжеловат для современных людей.
    Да, и с каждым разом мы открываем что то новое в одном и том же произведении.
    А на главный вопрос… это очень российский вопрос. Мне очень понравился в свое время ответ Егора Гайдара, когда его спросили, почему он работал в советское время на «коммунистов». Что стоит помогать маленькими делами и делать систему понемногу лучше изнутри, если не можешь идти на баррикады.

    1. Это самый правильный путь. Если удается по нему идти.
      я, вообще, сторонник эволюционного пути развития чего бы то ни было.
      Просто иногда сталкиваешься с такой системой, в которой, чтобы существовать, необходимо разрушить всю свою систему ценностей.
      Такие случаи и у меня бывали. Поэтому мне понятен основной вопрос этого рассказа. Приходится иногда уйти из системы, чтобы сохранить себя.
      А универсальных способов, к сожалению, нет.
      Интересно бы поговорить с подростком, который прочитал такой рассказ с пониманием и какой-то вывод сделал для себя самостоятельный. чтобы он тогда понял из этого?
      у меня дочь, честно говоря. не стала парится такими антимониями. Хотя это как раз ее вопрос — она не очень вписывается в систему.

      1. Суть этого возраста не вписываться в систему и есть наверное. Потом мы уже со временем учимся, как это сделать. Мне вообще Толстой на самом деле никак, хотя все что положено читала и свои 5 за сочинения получала. Я вообще вижу сейчас в рассказе совсем другие вещи.
        Вижу вот эту мужскую сексуальность, которая пошла в агрессивное русло. В общем, я больше тут вижу человеческие, мужско женские отношения. И это ж тоже завязано на сексуальности и насилии, когда главный герой передумал жениться…

      2. Нонна. расскажите поподробнее — как вы видите здесь мужско-женские отношения. я тупой. не разглядела здесь именно этой стороны. осталось впечатление, чего-то поверхностного в этом направлении — вот воздушно сначала и празднично, а потом как обрубили. А как, если заглянуть поглубже?

      3. Я даже пока сформулировать не могу точно. Про это произведение со школы не думала. А тут сейчас посмотрела — и сразу в голову пришло. Ну, что то на тему что сексуальность на самом деле очень связана с агрессией, «я тебя люблю за то что я убью». И тут столкновение сексуальности одного мужчины с другой сексуальностью. Они разные. И в момент битья герой понимает, что яблочко от яблони недалеко падает, и сексуальность главного героя вряд ли совпадёт с сексуальностью невесты.
        Ну что то такое. Больше вряд ли сейчас напишу))

      4. Да герой со своей невестой не совпадет. Просто об этих его переживаниях и осмыслениях Толстой не пишет. Точно подмечен этот момент.
        Это преподносится, как уже готовый вывод. об этом и думал, что не сможет не только с девушкой в смысле близости, а и с этой семьей в целом. И девушка оказывается по сути не белая и пушистая, как казалось. «сексуальность на самом деле очень связана с агрессией». связана. а если не агрессивен, то менее сексуален?

      5. Я это через связь с тостестероном вижу. Он и агрессию дает, и либидо. Вопрос, что кто то может свою энергию в мирных целях направить, а кто то еще не научился.

      6. Такой вопрос для меня про связь агрессии и сексуальности не праздный. У меня муж и дочь не имеют в себе агрессивных начал — очень мало и достать их из себя сложно им. Это связано напрямую с сексуальностью? И то и другое одинакового уровня? или нет такой однозначной связи? Я вот с мужем так не проводила бы параллель, а может, я этого не замечаю просто.

      7. Про живых людей да на такие темы я как то боюсь обсуждать))
        А вы вот понаблюдайте. Может, это и правда так. И как это проявляется.

      8. Я сама достаточно агрессивна, в отличие от мужа. может я задаю какой-то невыносимый режим, который трудно выдержать, а сама даже не догадываюсь об этом. хотелось бы правильные выводы сделать об этом и в отношении дочери тоже. буду наблюдать.

      9. Да надо наблюдать. А агрессия на самом деле божественный дар, энергия, только вот еще ее научиться употреблять в мирных целях…

      10. Это сложнее. У меня и родители такие же. если мы собираемся вместе, то окружающим бывает сложно это обыденно воспринимать — что то похожее бывает на итальянскую семью.

      11. Вот это то меня в нашей семье и убивало. Я не выдерживаю. Сама же завожусь, а потом болею. Поэтому счастлива, что оказалась в Норвегии. Они спокойный тут)) и меня успокаивают.

      12. Они внешне спокойные, а внутренне страстные? Или просто спокойные?

      13. Они просто спокойные, Но если что, соберутся и отметелят, не задумываясь))
        Моя подруга норвежская так описала наших местных парней.

        -Видишь там два небоскреба? Давай сейчас между ними пролетим.
        -Когда?
        -Сейчас.
        -Да. Погнали!

        В быту очень приятные, Не ссорятся. Не закипают.

      14. Смешное описание. Такие стоят вкопанные… а мне чудно, что не закипают. у нас все кипят

      15. А когда врезаешься небоскребы не замечают?

      16. Имеется в виду в рассказах «пострадавших»?

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com. , автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: