Файбисович. Отражающий время #1

Когда мы были с дочерью на выставке Ильи Репина, то напротив входа на экспозицию проверенных временем работ мастера увидели вывеску другой выставки «Семен Файбисович. Ретроспектива». Муж нам говорит: «Вот выставка художника, который по настоящий момент живет и здравствует, который жил в разные эпохи, переживаемые нашей страной, и творчество которого не укладывается в рамки ни одного из направлений отечественного искусства последней четверти XX – начала XXI века.

96113DC4-9535-4B71-99F0-F4806F13785D

«Ух, ты! – говорит дочка, – хочу посмотреть картины ныне живущего художника, выставленные в Третьяковке».

 

Необходимо отметить, что на родине значимое общественное признание творчества художника пришло к Файбисовичу Семену Натановичу  не так давно. Его поиски новых выразительных приемов не всегда были поддержаны критикой и близкими, что наложило свой след на ощущение самореализованности талантливого живописца и на его отношения с действительностью.

445A964D-5ABB-475F-945D-7A3E0BB85792
Семен Файбисович. Станция «Сокол». 1985. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло

Художник вспоминает:

«В данный момент эта картина («Станция Сокол» 1985) висит в Третьяковке, а когда стояла у меня на станке, пришел в гости старенький папа. В тот момент он был военным железнодорожником на пенсии, но всю жизнь при любом случае учил меня то тому, то этому, но в основном живописи. Поинтересовался, чем я занимаюсь, я показал ему эту «советскую икону» (как через пару лет назовет ее Кабаков). Он посмотрел на нее, как всегда скептически, сокрушенно покачал головой и говорит: «Ты бы сходил в Третьяковку, посмотрел, как надо рисовать портреты». На выставке в Третьяковке я повесил портрет своих родителей так, чтоб они смотрели в зал, забитый, можно сказать, портретами — просто «нарисованными» их сыном».

AB3A412C-B661-4B59-89C4-53C683853509
Семен Файбисович. Родители. 1990. Холст, масло
Окончив Московский архитектурный институт в 1972 году, 
Семен Файбисович совмещал деятельность архитектора с занятиями графикой. 
Почувствовав необходимость работы в цвете, самостоятельно обучался живописи. 
Немного позже, взяв в руки фотоаппарат, он начал рассматривать реальность 
через оптику камеры. Это стало отправной точкой его художественного метода: 
образы фиксировались на пленку, а потом «переводились» на монументальные 
холсты, сохраняя сходство с фотографией.

Работы Файбисовича позднесоветского периода завораживают.

47217005-5206-4CA3-88BE-01FAEFA6403A
Семен Файбисович. Поэт Лев Рубинштейн. 1987. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло
6A178C4E-F086-4F22-987C-87CC57E0D831
Семен Файбисович. Станция «Кировская». 1988. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло
3106D604-790D-4940-8CFB-A6EEDE57A051
Семен Файбисович. Движение. 1983. Из цикла «Рейсовый автобус». Холст, масло. Водитель автобуса — сам художник
EF74D589-26E1-4407-A5F2-4FE32CB94403
Семен Файбисович. Зимнее солнце. 1986. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло

Он – художник-исследователь, художник-новатор – искал и ищет новые пути отображения существующей реальности.

Художественные задачи для Файбисовича всегда затмевают любые другие задачи (гражданские, социальные, политические). Например, его волновала передача на полотне контраста статичной фигуры и уплывающего за окном пейзажа: «наблюдение за наблюдением» (взгляд на героя, смотрящего сквозь стекло на пейзаж), а также передача игры света и рефлексов на металлических, зеркальных или стеклянных поверхностях или отображения эффекта «двойной экспозиции», создающего наложенные прозрачные живописные слои. Он снимал окружающее на слайдпленку, перезаряжал аппарат и снимал на нее же еще раз, принципиально не заботясь о том, что на что и как наложится. Идея возникла после того, как несколько раз накладка произошла по ошибке: ошибка делала картину слоистей, воздушней – и загадочней, абстрактней; слоистость сгущала смыслы и при этом визуально облегчала изображение, сообщая ему одновременно концентрированное, знаковое – и мерцающее, вибрирующее звучание.

E4496128-9281-4E3D-A7BA-758E140CDB08
Семен Файбисович. Поехали!. 1987. Из цикла «На станции». Холст, масло
13778B10-1CF8-4AEA-A6E6-338BADB45482
Семен Файбисович. Серый день. 1990. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло
006E5488-5EC0-43AE-948D-6B9350B362F2
Семен Файбисович. В соседнем вагоне. 1985. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло

Работа находится в собрании Третьяковской галереи.

Найденный ход показался Файбисовичу созвучным атмосфере времени, когда советская эпоха на глазах как бы растворялась в воздухе перемен: парадоксальным образом одновременно истончалась, аннигилировалась — и становилась яснее, цельнее по логике того большого, что видится на расстоянии. Почудилась возможность развернуто, символически, концептуально представить «конец эпохи» через призму ее главного ритуального действа…

Этот прием нашел яркое отражение в цикле «Праздничная демонстрация трудящихся».

F1A60E7C-4C74-4C1D-920A-B9F76D306858
Семен Файбисович. Последняя демонстрация. 1991 — 1992. Холст, масло. Живописная инсталляция в виде непрерывного изображения на 10 подрамниках (170х240 – 4 шт., 170х250 – 6 шт.). Общий размер 170х2460 см

Это слайд-шоу требует JavaScript.

F6EDF309-3D3F-45B0-9DD9-9FB75538C7B7
Семен Файбисович. Люкс. 1987. Из цикла «Праздничная демонстрация». Холст, масло
9D40BFE5-32A5-48DB-B64F-DE512C6BA276
Семен Файбисович. Добровольные помощники. 1989. Из цикла «Праздничная демонстрация». Холст, масло
08A942A4-34A1-477E-ACE1-ADD46AA154B3
Семен Файбисович. Место сбора. 1989. Из цикла «Праздничная демонстрация». Холст, масло

Первым с применением приема «двойной экспозиции» возник цикл «Рейсовый автобус», далее последовали циклы «Московский метрополитен», «На вокзале», «Подмосковная электричка», «На пляже»…

4E0DD067-90F3-463A-8429-E9A64AF4CB45
Семен Файбисович. На добрую память. 1987. Из цикла «На пляже». Холст, масло
A076D22F-4CFE-4585-A45C-178C83FB28DF
Семен Файбисович. Очередь за колбасой в день празднования семидесятилетия Октябрьской революции. 1989. Холст, масло
34AF1614-A9BB-4DC6-8399-7F65BBB0AF46
Семен Файбисович. Прощание с академиком Сахаровым. 1991. Холст, масло
DC23A6FD-9DC4-4126-A79F-7E27ACFC7133
Семен Файбисович. Весенняя помойка в соседнем дворе №1 (триптих, часть 1). 1987. Из цикла «На вокзале». Холст, масло
FE467789-5CF0-4516-8E8B-E928D6547563
Семен Файбисович. Подружки. 1989. Холст, масло
1B3E032A-3E3A-4188-9D22-46F0EC7DC324
Семен Файбисович. В тамбуре. 1987. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло

Работа находится в собрании Третьяковской галереи.

 

Дальше представлено несколько экспериментов дочери с картинами Файбисовича  — было желание вписаться в них, побыть внутри того времени…

B8627E8C-2F09-43E2-A14A-790A7E26F7A6
Семен Файбисович. Ожидание. 1989. Из цикла «На вокзале». Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
E8578EF2-F0D7-4A8A-AF36-10A7C2ECD64F
Семен Файбисович. Ожидание. 1989. Из цикла «На вокзале». Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
B6262F83-D6E3-4A64-BE7D-021F90FFAD73
Семен Файбисович. Праздник 1986. Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
1B8EE768-4B4E-4BF9-97C6-8EFBE8C9A776
Семен Файбисович. Праздник 1986. Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
95EFD4B8-FA26-4E23-90D4-EAA490546668
Семен Файбисович. Праздник 1986. Холст, масло

 

Вот как Семен Натанович Файбисович рассказывает про свою работу «Станция Сокол» (прикреплена выше в контексте первого воспоминания Файбисовича в публикации):

«Эта картина из второго моего тематического цикла: «Московский метрополитен имени Ленина». Первая картина, на которой я посмотрел в глаза своему герою. До этого всё были какие-то профили, затылки, а тут я решил изобразить взгляд в глаза зрителю — в упор. И помню свои ощущения: я пишу глаза человека, а он с ненавистью смотрит на меня. И чем дальше я пишу, тем с большей ненавистью он на меня смотрит. Это было очень сильное ощущение – на грани психического расстройства. Дальше привык.

Это было ещё те времена, когда художники друг к другу ходили смотреть новые работы, поскольку особенно больше негде было… Помню, наши общие друзья с  Ильей Кабаковым* —  Эрик Булатов , Лёва Рубинштейн , кто-то еще был — привели его смотреть мои работы. Илья стоял у стены, подперев ее, и молчал. Когда я поставил «Сокол», он оторвался от нее и сказал: «Вот! Наконец я вижу советскую икону». Потом мне Лёва объяснил, что это очень необычная для него реакция. Обычно он, когда  смотрит других художников, страшно их стебает, как сейчас бы сказали.  А тут, похоже, его проняло.

Потом, в течение многих лет после того, как работа была создана и по мере того, как она выставлялась, попадала в какие-то каталоги, мне несколько раз звонили, писали, устно передавали, что это чей-то начальник. Или брат, или, там, сослуживец — все были в этом абсолютно уверены. Такой герой своего времени получался, и тогда я подумал, что нечаянно придумал новый способ создания «обобщённого образа». Существовала такая соцреалистическая теория обобщённого образа, когда рисуешь много-много разных людей, потом их лица как бы обобщаешь и делаешь из них одно — такой плакатный способ, такое превращение частного в общее. А я пошел другим путем – противоположным: берешь совершенно конкретного человека и просто смотришь ему в глаза — внимательно, не отрываясь, и в результате он тоже становится обобщенным образом — все его узнают. Даже немножко загордился.»

Действительно, взгляд героя картины проникает в душу… И проникновение это не из приятных. Хочется оборвать этот взгляд, как в названии другой картины Файбисовича «Чего уставился?».

5BAFBD54-87A6-4653-B0CB-77EC6FAEE0E8
Семен Файбисович. Чего уставился?. 1990. Из цикла «На вокзале». Холст, масло

 

Начинал Файбисович с обращения к вполне себе материальным объектам нашего мира, исследовал фактуры, свет, цвет…

4275038C-98C2-4FFB-9FA7-EFA2E57C3534
Семен Файбисович. Нарциссы у зеркала. 1986. Холст, масло
8D910BD6-44DC-41DA-BA7C-04BE57AD2A07
Семен Файбисович. Весенний букет. 1985. Холст, масло
BB6C8F60-12B0-4F0F-9FA4-7B4C5BAF92F7
Семен Файбисович. Кухонные фактуры. 1980. Холст, масло
28B13A6E-3DC2-408A-898C-A1FBF4AA4A0C
Семен Файбисович. Метаморфозы. 1983. Холст, масло

И согласитесь — тоже проявил себя талантливым и ищущим живописцем.

 

Советское время было «веселое» и даже нам с мужем, жившим в то время, уже с трудом вспоминается советская цензура и «присмотр» соответствующих органов за всем и вся.

1758F713-267D-471C-8F06-0780B39BEE31
Семен Файбисович. Семейный портрет в интерьере. 1982. Диптих. Холст, масло

Художник красочно вспоминает историю своей работы «Семейный портрет в интерьере»:

«Это картина 1982 года (в сортире изображена моя лысина).

Если кто помнит, тогда в кинопрокате была знаменитая картина Висконти с таким русским названием. Она была вся жутко стильная, эстетская, культовая для интеллигенции. И мне захотелось сделать её советскую версию, типа пародию. Ну, или перекличку. Готовился к этому диптиху несколько лет – композицию выстраивал, наброски разные делал, в том числе портрета Хрущёва, который у меня действительно висел в сортире – то ли обкомовского ранга, то ли райкомовского. Делая его наброски, я обнаружил, что нижняя часть лица у него абсолютно не опознаваема — у всех советских руководителей они были одинаковые, и решил этим воспользоваться.

Я тогда выставлялся только на Малой Грузинской**. На очередную выставку я принёс свой диптих. Вдруг звонок с Малой Грузинской от руководителя группы, в которой я некоторое время состоял: «Так, срочно всё бросай и приезжай!». Я приехал — он быстро перешёл на визг: «Вот эти работы немедленно вон! Их никому нельзя показывать! Тут художники ходят, смотрят, и пошли уже слухи! Они тебя все подставляют! Немедленно! Немедля с глаз долой!» — ничего слышать не хотел. В общем, мне ничего не оставалось, я взял диптих подмышки и пошёл на остановку автобуса. Там все начали с очень большим интересом на него смотреть. Тогда, по-моему, уже был Андропов, и все были уверены, что это он — то есть мой расчёт работал. В общем, было большое оживление, которое мне понравилось.

Помню, на платформе какой-то станции метро оказались молодые люди, очень симпатичные (спрятать-то картины я не мог, все их видели – да я уже и не прятал), им это ужасно понравилось, они смеялись, обсуждали. Поезд двинулся и тут с другого конца вагона нетвёрдой походкой двинулся мужик. Подошел, встал рядом и говорит: «У вас на картине в непотребном виде изображен Владимир Ильич Ленин». Спрашиваю: «Где тут Ленин?» «Вот!» – говорит он, – и тычет пальцем в мою лысину. Тут ребята, которые меня по-прежнему окружали, громко расхохотались – просто скорчились от хохота. А мужик настолько растерялся, что весь остаток пути стоял в том же месте, где настигло его фиаско, не произнося больше ни звука.

Как-то меня пригласили участвовать с этим диптихом в однодневной выставке – тогда очень приятно было в так называемых почтовых ящиках (в секретных институтах) устраивать однодневные выставки подпольных художников – такое было время. При этом мне рассказали: когда парторг этого института проводил предварительную цензуру, он подошел к моему произведению, ткнул пальцем в видимую часть генсековского портрета и спросил: «Кто это?». Ему знающие люди говорят: «Хрущёв». Он подумал и говорит: «Волюнтаризм Хрущёва осуждён нашей партией и правительством, и каждый советский человек может думать о нём всё, что угодно, и делать с ним всё, что хочет». Кстати, чуть позже я узнал, что в этом институте тогда работал сын Хрущева.»

Файбисович охарактеризовал свои работы того периода так: «Позднее пришло в голову, что так — на излете советской эпохи — привелось создать ее портрет».

66BF8A1C-6D0D-4906-95EF-41BD4E7B7F09CA940455-C30E-442C-8B97-CEF00C7A8001

C4113087-B1B4-43BC-8A10-BEAA3AF94B26
Семен Файбисович. Серый день. 1990. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло
* Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске, УССР, СССР — российский и американский художник, график, автор публичных проектов и инсталляций, теоретик русской культуры, одна из наиболее значительных фигур московского концептуализма, самый «дорогой» из ныне живущих художников России
** Был такой «Горком графиков» в подвале на Малой Грузинской — единственное место, где можно было участвовать в выставках не членам Союза художников; под присмотром КГБ всё происходило, естественно, все это понимали, но ведь вся жизнь в стране шла под тем же присмотром

В следующей публикации расскажу о дальнейшем творчестве Семена Файбисовича.

74 thoughts on “Файбисович. Отражающий время #1

Add yours

  1. Сложно оценивать такой супер-реализм. Осколки недавно ушедшего времени, о котором не хочется вспоминать. Озабоченные мы все — ну просто фотографически четкие лица, на которых читаются все жизненные проблемы.
    Наверное, поэтому весьма обрадовали нарциссы и Весенний букет. Нет, не поэтому — игра красок, много солнца, цвета надежды!
    Ваша дочь прекрасно вписалась в композицию картин — она их просто оживила!

    1. Вы точно подметили. Это как будто слепки времени — уже не живые.
      Но как любой художник, Файбисович не может не отражать время. А время оно такое, и лица, и позы — они такие были.
      И это повод призадуматься о нас, нынешних. Мы же все оттуда.
      А сам художник не очень то мог вписаться в ту реальность — поэтому судьба его, несмотря на зачастую коммерческую успешность, была изломанной и травмированной той действительностью.
      Меня, например, удивило — как он уже после смерти родителей всё равно не может им простить их отношения. Это реакция не очень счастливого человека.

      1. Он тогда в том возрасте был, когда перемен уже не сильно хочется. А прото жить тогда да, трудно было. Поетому и мрачное все.
        Мне же етот период запомнился безудержным подростковым весельем)))

      2. Точно-точно. Детям тогда было раздолье — прямо свобода… в отличие от напрягов и контроля сегодняшнего времени.

      3. Слава богу, мой ребенок етого избежал за счет перемещения мамы в пространстве))

      4. Моя дочка тоже избежала — но просто потому, что четко и ясно сказала, что не будет метаться по кружкам и секциям как подстреляная…

      5. Ребенок упорный, а родители слабые — вот залог свободы🙂

      6. Ага))
        Мне пришлось ждать естественного исхода, когда мама ослабеет))

      7. так в борьбе куется характер. зато вот какой выковался

      8. Ага))
        Только сил уже мало осталось
        Точно. Папа сталевар, моя книга «Как закалялась сталь» ))

      9. Вот я и думаю — откуда у родителей столько сил.
        Купила себе аккумуляторный пылесос, чтобы не таскать большой по квартире, а тихим сапом тут пыль засосать, там мусор убрать…
        Говорю своей за 80 маме — давай подарю тебе такой же — так удобно. а она мне в ответ- ей и большой отлично и удобно таскать. вот и думаю теперь — а мне почему трудно.

      10. Привычка, наверное. Я суп за 10 мин варю, норвежцы поражаются. А булочки мне испечь трудно. А они запросто на завтрак могут.

      11. Да, я не очень люблю этот процесс наведения чистоты в квартире — это точно, нет привычки. все хочется минимизировать.
        а супчик я тоже могу быстро в отличие от булочек, которые, вообще, не пеку

      12. У меня первым от моей занятости страдает порядок в квартире))

      13. Вот-вот… не рационом же жертвовать или физкультурой. ничего не сделаешь

    1. Да, у него техника такая, позволяющая картинам задышать.
      Он, вообще, исследователь — разные приемы, подходы… Хотелось ему проникнуть в суть отображаемого, и он пробовал всё время — как этого лучше добиться.
      Такой интересный художник вне принятых жанров.

      1. Раньше даже не слышал про него если честно. Но да, я бы сходил, посмотрел вблизи. Притягивает

      2. А я тоже раньше даже не слышала. а вот поди ж ты… экспонируется рядом с Репиным. И в живом виде очень даже впечатляет. Талантливый человек, возможно, недореализованный…

  2. Класс! Если бы не было написано, что это «холст, масло», то подумал бы, что это фотографии, снятые на пленку типа ЦНД-32. 🙂

    1. Так он и фотографировал — делал много вспомогательного материала, снимал , используя двойную экспозицию, а потом уже на основе этого материала создавал картину. Так что в основе именно фотографии фотоаппарат Зенит.

      1. Ну да, я это прочел. Просто он, судя по всему, не корректировал цветопередачу, которую так любила искажать советская цветная фотопленка. Поэтому и похоже на старые советские фотки. 🙂

      2. Я так поняла, что принципиально не корректировал, но исправлял в смысле выпячивания того, что хотел выпятить, и нивелирования того, что не считал необходимым.
        Но получалось у него талантливо. Попадаешь в залах экспозиции в другой мир. Очень точно отражающий то время. Причем, довольно беспристрастно.

      3. Нам тоже понравилось. Наконец, к нему пришло признание. Такое явление в русском современном искусстве. 👍

      4. И не только советские.
        Я сижу иногда корректирую фото в приложении VSCO, можно добиться как раз етого еффекта старой пленки. Модно))

      5. Я не все картины опубликовала. У него еще проект представлен, где он фотографировал на первые мобильники с камерами с низким разрешением, а потом дорабатывал в фотошопе до больших размеров. Тоже техника любопытная. Но там темы мне менее интересные.

      6. Наверное, етот период здесь, был его творческим расцветом

      7. Да. его потом зажимали в постсоветское время , и он, вообще, бросил заниматься живописью. осталась такая обида и недореализованность. она просвечивает через его картины.

      8. Да не давали выставляться и критика очень разносила и злобствовала. И он, насколько я понимаю, в Америку но ненадолго подался

      9. вот его специально в паре с Репиным выставили. Третьяковка решила устроить диалог двух художников разных временных периодов.

      10. Да, любопытно сопоставить два реализма

      11. Я кстати ету «чернуху» очень понимаю. Сама мастер чернуху писать. Избавляешься от переживаний таким образом.

      12. он все время там говорит о том, что не мог принять то время. наверно, тоже избавлялся таким образом от демонов

      13. Я на компе тоже иногда балуюсь со всякими фильтрами. Но эффект старой пленки мне не нравится, поскольку такая пленка меня в молодости бесила. 😀

      14. Верю верю. Полароид с красными глазами еще вспомни)))

      15. Помню, как народ всерьез обсуждал, кто с красными глазами — тот вампир))

      16. 😀
        Не, у нас, вроде, до такого не додумывались. Разве что школота. 🙂

  3. Талантливый. Но мрачный. Игры света радуют. Почему-то запали слова, как он рисовал глаза, которые смотрели с ненавистью. Я б такие не рисовала, даже если б умела. Реализм, он многогранный. Он выбрал такой. И подружки подружками не выглядят. Злые. Но ведь люди также жили и веселились, любили и страдали. Реализм во всем,не только в злобе дня. Мне не очень нравятся фотографические изображения. Зачем? Если есть фотография.
    Молодежи познавательно. Ваша дочь попыталась проникнуться. Молодец, воображение развито. ☀️

    1. Тем не менее, попадая в залы экспозиции, ощущаешь дыхание того времени. А взгляд у него довольно беспристрастный на действительность. Люди, действительно, были гораздо более скованы, более жесткие, более зажаты, более в футляре… было больше ограничений, непонятностей, неписаных правил… просто это сейчас забылось. Остались только смутные впечатления, неуловимые фобии, запрограммированные правила… некоторые люди остро это ощущали и видели. Файбисович видел.

      1. Не забыли, видели, помним.
        Но если быть честным и отражать всю действительность, то в людях была не только подавленность и негатив, была и открытость, и поддержка, ведь надо было держаться за друг дружку, помогать, чтобы не только выжить в этой жесткой системе, но и прожить свою жизнь — ощутить личное счастье.

      2. Конечно. Просто счастье лучше помнится. И его человеку хочется помнить несмотря ни на что. Все таки Файбисович не певец счастья. У каждого свой взгляд на мир. Ему тогда казалось это более важным

      3. Да-да, не вопрос: каждый из нас имеет своё видение, и каждый имеет право выражать это своё видение. И в этом главная ценность. Я не отрицаю и не говорю, что мое видение вернее, чем его. Просто его видение не созвучно с моим.
        Но игра света радует)

      4. Так и мой взгляд не такой. Меня поэтому и привлекает, что другой взгляд совершенно. И именно потому, что я смотрю изнутри, а он снаружи. И поэтому я думаю, что то, что он видел имело место быть.

    2. А про подружек правильно. Они подружки, потому что у них одна судьба на всех.
      У нас в Москве тогда много бабушек на лавках перед подъездами сидело. И действительно, частенько просто сидят молчат — уже все перетерли давно — и смотрят так внутрь себя…

      1. Да. Сейчас у них в этом возрасте вполне есть своя жизнь, которая их держит на плаву.

      2. Сдвигается возраст старости как и возраст взросления… все процессы замедляются. Это что то означает видимо

    3. А про глаза я специально написала. Меня тоже поразило. Я это воспринимаю как слова очень травмированного жизнью человека…
      А такой острый, цепкий, выхватывающий яркое взгляд художника интересен сейчас.
      Память оставляет на хранение, у меня по крайней мере, исключительно доброе и светлое, остальное забывается и затирается, смывается временем — а оно было, и мы оттуда выросли, и лучше об этом знать, чем прятать голову в песок. Я чернухи не люблю, новости не смотрю — не хочу в это погружаться.
      Но эти картины — взгляд не изнутри, а со стороны, взгляд без выражения отношения к изображаемому — в этом его ценность для меня.

      1. Наблюдение за наблюдающим художником. Мы видим то, что он видел или хотел видеть)

  4. Офигеть)))
    Вот ето текника! Вот ето взгляд, не замыленный классическим обучением!
    Многие сюжеты для меня скучноваты, но ето вкусовщина уже. Но техника, креативность, идеи — просто зашкаливает!
    Наложение картинки на картинку просто великолепно!
    А то, что понравилось безоговорочно — ето Семейный портрет в интерьере.
    И жена у него такая божественная красавица. По крайней мере, он так написал))

    1. Вот и у меня было такое же впечатление. Офигеть!
      А рядом с красавицей женой сидят такие 2 пупса — типа как из Иронии судьбы…
      Эта картина — его удача.

      1. Да. Точно. Его удача. Может, из за етой картины все и затевалось))

      2. А я ходила туда, в зальчик на Малой Грузинской, где выставлялись московские андеграундные художники — как раз в те времена. Там много было всякой мишуры, но были и стоящие работы. Как эта.

  5. Открыл для себя талантливого художника. Спасибо за статью. Картины похожи на фотографии, но в них, действительно, отражены черты ушедшей эпохи.

    1. Считается, что он последователь критического реализма в наше время. Поэтому его выставка в Третьяковке совпадает по времени с выставкой Репина.
      Действительно, — отражающий время.

Добавить комментарий для Странный чтецОтменить ответ

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading