Тульские самовары/ Tula samovars

English version below

Давай поставим самовар!!!

Веселье вокруг, довольные дети, соревнование на скорость растопки, азартные глаза отца и лукавый бабушкин взгляд – у кого же быстрее закипит в самоваре вода… Иногда неожиданно в памяти всплывают картины из далекого XX века, когда были молодыми не только родители, но и бабушки с дедушками.

Этот удивительный гаджет старых времен был известен мне с лианозовского детства. Но и меня не оставила равнодушной коллекция музея «Тульские самовары». Именно при посещении музея я осознала, что самовар был очень крутым прибором своего времени. По удобству использования он сродни современным информационным гаджетам – исключительно прост в использовании и сильно повышает уровень, так называемого, качества жизни.

В нашу страну самовары стали завозить еще до Петра I, и в первое время к ним относились как к забавным вещицам – к крутым гаджетам обыватели всегда, во все времена, именно так поначалу и относятся. Это было не удивительно, потому что тогда никто не мог предположить, насколько самовары окажутся полезны в быту.

Самовары на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars on display in the Museum «Tula Samovars»
Удивительный самовар в виде теремка на витрине в Музее «Тульские самовары»/ An amazing samovar in the form of a tower on a showcase in the Museum «Tula Samovars»

Всё изменилось в петровские времена. Среди высшего света возникла мода на популярные в Европе напитки – в России полюбили пить чай и кофе. Чаепития быстро распространились в центральной России, которая много торговала со странами Востока и Китаем. Вначале чай подавали лишь на изысканных приемах, но постепенно он «пришел» в народ и потеснил популярный до этого сбитень. Хотя в музее есть и сбитенники (XVIII век), представляющие собой нечто среднее между чайником и самоваром. Сбитенник появился раньше самовара и очень похож на него внешне, те же конструктивные детали: труба, поддувало, но сам он выполнен в форме чайника.

Сбитенник/ The sbitennik
Сбитенник/ The sbitennik

Кстати, устройство самовара совсем несложное – его легко понять по нескольким картинкам.

Устройство самовара/ Samovar device

Самовар в разрезе в Музее «Тульские самовары»/ Samovar cutaway in the Museum «Tula Samovars»

Со второй половины середины XVIII века самовары в России выпускали в больших количествах. Они считались завидным приданным для невесты и отличным подарком к торжеству. Правда, в начале их распространения простой народ не мог позволить себе купить самовар – он считался признаком богатства.

Самовары на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars on display in the Museum «Tula Samovars»

Нам попался очень своеобразный экскурсовод – молодой мужчина, много знающий не только про самовары, историю их развития и производства, но и про многое другое вокруг этих гаджетов и не только. Народу в музее не было, и мы довольно весело обсуждали с ним не столько конкуренцию производителей тульских самоваров между собой, сколько современные реалии города, в котором, как и везде в любые времена молодые женщины хотят выйти замуж за какого-нибудь хозяина заводов, фабрик, например, самоварных, и, конечно, пароходов, и совершенно не рвутся связывать свою жизнь со скромным работником музея «Тульские самовары».

Самовары на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars on display in the Museum «Tula Samovars»
Чайные аксессуары на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Tea accessories on display in the Museum «Tula Samovars»

Во время этой приятной беседы мы сумели оценить, что некоторые выставленные здесь уникальные экспонаты являются настоящими произведениями искусства. Особенно впечатляет самый маленький самовар на три капельки воды (он под колпачком слева на витрине на фотографии, предшествующей той, которая выше). При этом он в рабочем состоянии. Если кому-нибудь удалось бы растопить его крошечными щепочками, то это можно было бы проверить.

Самовар в три капли на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovar in three drops on a showcase in the Museum «Tula Samovars»
Самовар в три капли на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovar in three drops on a showcase in the Museum «Tula Samovars»

Здесь можно увидеть прекрасные небольшие самовары для подарка княжнам Романовым.

Самовары в подарок княжнам Романовым на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars as a gift to the Romanov princesses on a showcase in the Museum «Tula Samovars»

Выставленные в экспозиции музея небольшие самовары — это оказывается не просто изящное украшение. Такие самовары в народе называли «Эгоист» или «Отрада холостяка», потому что воды в них хватало ровно на чаепитие для одного человека.

Маленький самовар на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Small samovar on display in the Museum «Tula Samovars»

Есть здесь и совсем маленькие, детские, самоварчики. Их дарили девочкам из богатых семей, чтобы они с ранних лет учились постигать все тонкости и традиции русского чаепития.

Самовар-кухня служил для приготовления обеда, у него отсутствовал кран, а внутри он делился на секции – этакая старинная мультиварка. Одновременно в нем можно было приготовить несколько блюд, а на крышке грели пирожки.

Самовар-кухня на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovar kitchen on a showcase in the Museum «Tula Samovars»

Еще одна диковина — бульотка. Это чайник на подставке, на которую помещалась горелка с техническим спиртом. Бульотка (справа на верхней полке на фото ниже) поддерживала в горячем состоянии уже вскипевшую воду и была атрибутом богатого чайного стола.

Самовары и бульотка на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars and bouillotte on a showcase in the Museum «Tula Samovars»

Мы посещали Тулу, когда несколько лет назад отдыхали в её окрестностях, в отеле «Грумант». Готовя эту публикацию, я узнала, что именно в этом отеле открыт еще один богатейший в этом крае новый частный музей самоваров и бульоток, судя по его сайту с богатейшей коллекцией старинных изящнейших изделий. Жаль, что во время нашего приезда в эти края такого музея еще не было.

Бульотка из частного музея самоваров и бульоток/ Bouillotte from a private museum of samovars and bouillottes

Главная же гордость музея «Тульские самовары» — это работа первой тульской самоварной фабрики братьев Лисицыных, наладивших производство еще в 1778 году. Самовары, изготовленные Лисицыными по-отдельности, встречаются часто, так как они быстро разделили бизнес, а вот совместная работа — настоящая редкость. Этот самовар был изготовлен в начале XIX века и сейчас считается единственным в Тульской области, созданным братьями совместно. Он отлично сохранился и ни разу не реставрировался, так что по праву является одним из старейших экспонатов. А в 2006 году ему был присвоен статус памятника науки первой категории.

Самовар, изготовленный братьями Лисицыными. Самый старейший экспонат Музея «Тульские самовары»/ Samovar made by the Lisitsyn brothers. The oldest exhibit of the Museum «Tula samovars»

Тем не менее, несмотря на непринужденную беседу с экскурсоводом, нам удалось всё же узнать и о том, что семейное предприятие Лисицыных  продержалось, аж, более века и закрылось только в 1870 году, не выдержав конкуренции с новыми технологиями и молодыми энергичными фабрикантами.

Самовары на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars on display in the Museum «Tula Samovars»

Все российские самовары делали из медных сплавов, для которых использовалась латунь и ее разновидность – томпак. С легкой руки хозяина тульского патронного завода Федора Гилленшмидта, организовавшего выпуск мельхиора, на фабриках стали производить мельхиоровые заказные самовары, а в некоторых случаях для них использовали даже серебро.

На рубеже XIX-XX веков в производство вошли штамповка и гальванические покрытия. Стали очень популярны никелированные самовары, которые не нужно было чистить кирпичной пылью и углем. Самовары весили гораздо меньше, потому что их делали из тонкого латунного листа. А за счет штамповки шейка и конфорка изделия получались более ажурными.

Самовары на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars on display in the Museum «Tula Samovars»

Почему же производство самоваров процветало именно в Туле? Да потому что самые искусные и квалифицированные мастера по обработке металла (читай – оружейники) были здесь. Они были свободны в периоды между войнами, когда необходимость в изготовлении оружия становилась меньше, и мастера могли «кустарничать», изготавливая детали к самоварам. Владельцам самоварных фабрик оставалось лишь учитывать в своем бизнесе, что поставщики комплектующих уже имелись, и зачастую достаточно было только организовать сборку готовых изделий.

В начале прошлого века самыми крупными тульскими фабриками по производству самоваров были предприятия братьев Воронцовых и Шемариных, фабрика Н. И. Баташева и торговый дом Б. Г. Тейле с сыновьями. В конце XIX века в Туле было 74 фабрики. При такой высокой конкуренции самовары становились все красивее и удобнее.

Невероятное разнообразие моделей самоваров, производимых в Туле на рубеже XIX — XX веков/ An incredible variety of samovar models produced in Tula at the turn of the XIX — XX centuries
Невероятное разнообразие моделей самоваров, производимых в Туле на рубеже XIX — XX веков/ An incredible variety of samovar models produced in Tula at the turn of the XIX — XX centuries

Есть среди экспонатов музея и распорядок на одной из дореволюционных тульских самоварных фабрик – фабрике Баташевых. Рабочий день с 7 утра до 8 вечера, 6 дней в неделю, без отпусков, штрафы за опоздание, за брак и т.п. Церковных праздников, правда, в избытке, но и у нас сейчас праздничных дней не меньше…  О-хо-хох…

Портрет Александра Степановича Баташёва (28 марта 1848 — 28 октября 1912), выполненный неизвестным художником, — русского предпринимателя, одного из руководителей самоварной фабрики, мецената, почётного гражданина Тулы, общественного деятеля. одного из основателей Московского зоопарка, основателя российского птицеводства (т. н. «баташе́вские» куры и утки), кавалера российских и иностранных орденов/ Portrait of Alexander Stepanovich Batashev (March 28, 1848 — October 28, 1912), made by an unknown artist — a Russian entrepreneur, one of the leaders of a samovar factory, a philanthropist, an honorary citizen of Tula, a public figure.one of the founders of the Moscow Zoo, the founder of the Russian poultry industry (the so-called «Batashevskie» chickens and ducks), holder of Russian and foreign orders

После революции фабрику Баташевых национализировали.

В послевоенные годы производством самоваров в городе занялся завод «Штамп». В 1950-е годы на нем освоили изготовление электрических самоваров, которые быстро превратились в один из модных советских сувениров. На заводе выпускали самовары с различным гальванопокрытием и расписывали их яркими термостойкими красками. Помню, что и в нашей семье был подобный электрический самовар.

Самовары на витрине в Музее «Тульские самовары»/ Samovars on display in the Museum «Tula Samovars»

В основном зале также присутствуют самовары советского и постсоветского периода, но они показались нам менее примечательными и фотографий их мы не делали.

Интересно было, безусловно, увидеть стилизованную мастерскую самоварщика XIX века, где представлены подлинные инструменты, которыми пользовались мастера.

Один самовар изготавливали как минимум семь человек. Сначала новодельщик сворачивал лист латуни в цилиндр, нагревал края, проковывал их и с помощью молоточков придавал им форму. Затем цилиндр помещали на кобылину — специальный вид наковальни с разными утолщениями на концах. От формы кобылины зависел дизайн самовара. На фабриках было до 20 кобылин, а для особенно изысканных моделей порой делали даже свой уникальный набор инструментов.

Примечательно, что форма прибора напрямую связана с тем, как долго прослужит вам самовар. Если варианты «рюмка», «узорчатые», «формы с гранями» отличаются сложным и одновременно устойчивым каркасом, то, например, приборы с типом «яйцо», «шар» или «репа» начнут в той или иной мере портиться уже через несколько лет эксплуатации. Это связано с тем, что в последних отсутствуют ребра жёсткости.

Затем новодельщик спаивал корпус и отдавал его лудильщику, а тот в свою очередь обрабатывал внутреннюю поверхность самовара тонким слоем олова. Отдельные мастера делали ручки, крышки и краны, а сборщик собирал самовар. Токарь снимал тонкий слой металла, чтобы придать самовару золотистый оттенок после обжига, а чистильщик чистил и полировал изделие, после чего самовар мог поступать в продажу.

В Туле выпускали самовары шести основных форм: шар, рюмка, дуля, яйцо, банка и ваза.

Удивительно было увидеть в одном месте такое многообразие реализаций разных форм приборов на витринах музея и ещё раз понять, что в любом деле есть ремесло, а есть искусство. И порадоваться за туляков, бережно и чутко относящихся к своему наследию и с удовольствием рассказывающих нам свою историю вопреки тому, что зарплаты работников культуры невелики, а девушки не рассматривают служащих в музее молодых людей в качестве завидных женихов. А, возможно, и зря…

English version

Let’s put the samovar on !!!

Fun around, happy children, a competition in the speed of kindling, the gambling eyes of a father and a sly grandmother’s gaze — who will boil water in a samovar faster … Sometimes, unexpectedly, pictures from the distant XX century pop up in memory, when not only parents were young, but also grandmothers with grandfathers.

This amazing gadget of old times has been known to me since my childhood in Lianozovo. But I was not left indifferent by the collection of the Museum «Tula Samovars». It was during my visit to the museum that I realized that the samovar was a very cool device of its time. In terms of ease of use, it is akin to modern information gadgets — it is extremely easy to use and greatly increases the level of the so-called quality of life.

Samovars began to be imported to our country even before Peter I, and at first they were treated as funny little things — ordinary people always, at all times, treat cool gadgets that way at first. This was not surprising, because then no one could have guessed how useful samovars would be in everyday life.

Everything changed in the times of Peter the Great. Among the high society, a fashion for popular in Europe drinks arose — in Russia they fell in love with drinking tea and coffee. Tea drinking quickly spread in central Russia, which traded a lot with the countries of the East and China. At first, tea was served only at exquisite receptions, but gradually it «came» to the people and squeezed the previously popular sbiten. Although in the museum there are also sbitenniki (XVIII century), which are a cross between a teapot and a samovar. The sbitennik appeared before the samovar and is very similar to it in appearance, the same structural details: a pipe, a blower, but it itself is made in the form of a teapot.

By the way, the device of the samovar is quite simple — it is easy to understand it from several pictures.

Since the second half of the middle of the 18th century, samovars in Russia have been produced in large quantities. They were considered an enviable dowry for a bride and an excellent gift for a celebration. True, at the beginning of their spread, ordinary people could not afford to buy a samovar — it was considered a sign of wealth.

We came across a very peculiar guide — a young man who knows a lot not only about samovars, the history of their development and production, but also about many other things around these gadgets and not only. There were no people in the museum, and we rather cheerfully discussed with him not so much the competition between the manufacturers of Tula samovars among themselves, as the modern realities of the city, in which, as elsewhere at any time, young women want to marry some owner of factories, for example, samovar, and are not at all eager to connect their fate with a modest employee of the museum «Tula Samovars».

During this pleasant conversation, we were able to appreciate that some of the unique exhibits exhibited here are real works of art. Especially impressive is the smallest samovar with three drops of water. Moreover, it is in working order. If someone could manage to melt it with tiny chips, then it could be checked.

Here you can see beautiful small samovars for a gift to the Romanov princesses.

Small samovars exhibited in the museum’s exposition turn out to be not just an elegant decoration. Such samovars were popularly called “Egoist” or “Bachelor’s Joy”, because they had enough water for tea drinking for one person.

There are also very small, children, samovars. They were given to girls from wealthy families, so that from an early age they learned to comprehend all the subtleties and traditions of Russian tea drinking.

The samovar kitchen served for preparing dinner, it did not have a tap, and inside it was divided into sections — a sort of old multicooker. Several dishes could be cooked in it at the same time, and pies were warmed on the lid.

Another curiosity is bouillotte. This is a kettle on a stand on which a burner with industrial alcohol was placed. The bouillotte kept the already boiled water hot and was an attribute of a rich tea table.

We visited Tula when we were vacationing in its vicinity several years ago, at the Grumant Hotel. While preparing this publication, I learned that it was in this hotel that another richest new private museum of samovars and bouillottes was opened in this region, judging by its website with a rich collection of ancient and elegant products. It is a pity that at the time of our visit to this region there was no such museum yet.

The main pride of the museum «Tula samovars» is the work of the first Tula samovar factory of the Lisitsyn brothers, which started production back in 1778. Samovars made separately by the Lisitsyns are common, since they quickly divided the business, but teamwork is a real rarity. This samovar was made at the beginning of the 19th century and is now considered the only one in the Tula region, created by the brothers together. It is perfectly preserved and has never been restored, so it is rightfully one of the oldest exhibits. And in 2006 it was awarded the status of a scientific monument of the first category.

Nevertheless, despite a casual conversation with the guide, we still managed to find out that the Lisitsyns’ family enterprise lasted for over a century and closed only in 1870, unable to withstand competition with new technologies and young energetic manufacturers.

All Russian samovars were made of copper alloys, for which brass and its variety, tombak, were used. With the light hand of the owner of the Tula cartridge factory Fyodor Gillenschmidt, who organized the production of cupronickel, the factories began to produce cupronickel custom samovars, and in some cases even silver was used for them.

At the turn of the 19th-20th centuries, stamping and galvanic coatings entered production. Nickel-plated samovars became very popular, which did not need to be cleaned with brick dust and coal. Samovars weighed much less because they were made of thin brass sheet. And due to stamping, the neck and burner of the product turned out to be more delicate.

Why did the production of samovars flourish in Tula? Because the most skillful and qualified metalworkers (read — gunsmiths) were here. They were free in the periods between the wars, when the need for the manufacture of weapons became less, and craftsmen could make parts for samovars. The owners of samovar factories could only take into account in their business that there were already suppliers of components, and often it was enough just to organize the assembly of finished products.

At the beginning of the last century, the largest Tula factories for the production of samovars were the enterprises of the Vorontsov and Shemarin brothers, the factory of N. I. Batashev and the trading house of B. G. Teile with his sons. At the end of the 19th century, there were 74 factories in Tula. With such high competition, samovars became more beautiful and more convenient.

Among the exhibits of the museum there is also the schedule of one of the pre-revolutionary Tula samovar factories — the Batashevs’ factory. Working day from 7 am to 8 pm, 6 days a week, no vacations, penalties for being late, for marriage, etc. Church holidays, however, are in abundance, but now we have no less holidays … Oh-ho-hoh …

After the revolution, the Batashevs’ factory was nationalized.

In the post-war years, the Shtamp plant began to produce samovars in the city. In the 1950s, it mastered the manufacture of electric samovars, which quickly became one of the fashionable Soviet souvenirs. The factory produced samovars with various electroplating and painted them with bright heat-resistant paints. I remember that our family had a similar electric samovar.

In the main hall there are also samovars of the Soviet and post-Soviet period, but they seemed to us less remarkable and we did not take photos of them.

It was certainly interesting to see the stylized workshop of a 19th century samovar maker, where the original instruments used by the masters are presented.

One samovar was made by at least seven people. First, the master making a new samovar rolled a sheet of brass into a cylinder, heated the edges, hammered them, and shaped them with hammers. Then the cylinder was placed on «a mare» — a special type of anvil with different thickenings at the ends. The design of the samovar depended on the shape of «the mare». In factories there were up to 20 «mares», and for especially exquisite models they sometimes even made their own unique set of tools.

It is noteworthy that the shape of the device is directly related to how long the samovar will serve you. If the options «glass», «patterned», «forms with edges» are distinguished by a complex and at the same time stable frame, then, for example, devices with the «egg», «ball» or «turnip» type will begin to deteriorate to some extent after a few years of operation. This is due to the fact that there are no stiffeners in the latter.

Then the master making a new samovar soldered the body and gave it to the tinker, who in turn processed the inner surface of the samovar with a thin layer of tin. Individual craftsmen made handles, lids and taps, and a collector assembled a samovar. A turner removed a thin layer of metal to give the samovar a golden hue after firing, and a cleaner cleaned and polished the product, after which the samovar could go on sale.

In Tula, samovars were produced in six basic forms: a ball, a glass, a barrel, an egg, a bank and a vase.

It was amazing to see in one place such a variety of implementations of different forms of devices on the showcases of the museum and once again to understand that in any business there is a craft, but there is an art. And to rejoice for the Tula people, who are careful and sensitive to their heritage and gladly tell us their story, despite the fact that the salaries of cultural workers are low, and the girls do not consider young people serving in the museum as enviable suitors. And, perhaps, in vain …

Тульские самовары/ Tula samovars: 28 комментариев

Добавьте свой

    1. Не знаю, как сейчас. Это было уже приличное время назад. Может, и сейчас опять открыли.
      У меня с сын с женой буквально на днях были — но к самоварам не пошли. 😊
      Зато мы вспомнили свою прошлую поездку. Там в отеле Грумант, по описанию, неплохой музей самовара теперь.

      Нравится 1 человек

      1. Мы там года три назад были. Сейчас-то уже наверняка второй зал отремонтировали. 🙂
        Нашел в инстаграме этот музей в отеле. Интересные там экземпляры попадаются. 🙂

        Нравится 1 человек

      2. Мне тоже понравился музей в отеле. Мы там и отдыхали лет пять уже прошло, видимо. В отеле тогда музея, к сожалению, не было.
        Будет повод еще раз съездить. 😊

        Нравится 2 людей

    1. Как раз сейчас очень даже дарят самовары. По крайней мере, в Москве. Есть несколько бутиков самоваров, где на разный вкус и цвет представлены модели. Рядом с одной из площадок моей работы есть такой магазин. Иной раз захожу туда посмотреть на разные модели. Удовольствие.
      Есть у них и интернет магазин.
      Согласитесь, Вера, такой прибор, да еще и радует глаз — хочется иметь у себя. 😊

      Нравится 1 человек

      1. Самовар и сиё чаепитие — исконно русская традиция. Не заметила, чтоб здесь самовар был популярен. Приятно было бы попить чайку в гостях😊

        Нравится 1 человек

    1. Вот и мы также. Любим старинные традиции. Кстати, насчет сахара, разыскиваем в продаже вкусный кусковой сахар. Теперь любим иранский — отлично пить с ним вприкуску. 🌞

      Нравится 1 человек

  1. Забавно назвать самовар гаджетом 😃👍! У меня в деревне есть на дровах вкус конесно чая особенно с травами с огорода бесподобный ! Да я видела небольшие коллекции в маленьком музее местном тоже совершенно разных приборов для кипячения воды или гаджетов 😀

    Нравится 1 человек

    1. Может, назвать самовар гаджетом и звучит забавно в свете нашего теперешнего массового применения этого понятия. 😊 а в принципе гаджет — это устройство, облегчающее жизнь. Мне кажется, что самовар вполне такое устройство. 😊 в свое время это был прорыв.
      Интересно, Ирина, с какими травами завариваете свой бесподобный чай. Наверняка, невероятно вкусный рецепт!👍

      Нравится 1 человек

      1. Да я знаю что, такое гаджет )))) и согласна с вами про из предназначение в жизни! Конечно прорыв ! Травы самые обычные, мята мелисса душица тархун )))) иногда шиповник, тимьян добавляю )))) скажу откровенно, я перестала покупать зелёный чай, сушу на зиму или прошу знакомых из турагентств травы с Кавказа ))))

        Нравится 1 человек

      2. Я очень люблю просто настои трав. Без добавления чая. Тархун и тимьян не пробовала в таких травяных сборах. Надо будет попробовать.
        Помню привезла отличные травы из Ессентуков. Там, вообще, прекрасная экология и невероятные ароматы трав.
        Стандартно мешаю мяту, лист смородины, монарду, душицу и немного зверобоя. Если удается собрать, то еще ромашку.

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

<span>%d</span> такие блоггеры, как: