Северный ветер/ North wind

English version below

Страна у нас северная, и северный ветер нам не очень-то страшен.

Герои фильма обращают не слишком много внимания на холодную вьюгу, качающиеся фонари, отбрасывающие рваный свет, поля, засыпанные снегом, оленя, слоняющегося по дому, и незаметно меняющуюся жизнь за окном…

Где-то там, вдали идут войны, сражаются армии, меняются враги, государственный строй, состояние фамильного бизнеса… а семейный клан продолжает свой путь.

Нашу северную страну потряхивает, она перестает быть не в меру богатой, изобильной, широкой, видимо, какой-то кирпичик вынимают из её фундамента и начинается разрушение, постепенное, изматывающее. Самолет ржавеет, фабрика закрывается, деньги гниют, дом ветшает, поколения стареют. 

Что это за кирпичик?

По мнению создателей фильма – любовь, которую можно ждать бесконечно, никогда не теряя надежды. Правда, дополнительный тринадцатый час в ночи, когда человек сильнее всех обстоятельств – данный героям картины – пока и не приносит им счастья и любви, но не лишает их предчувствия. 

Последнее время нам везёт на фильмы, в которых каждый может увидеть своё.

В этом смысле «Северный ветер» не исключение. 

«Жизнь – это сон», – говорят нам создатели картины. Причем, сон, часть эпизодов которого человек всё-таки может вспомнить, но всех событий и причин, к ним приведших, не в состоянии восстановить. 

Человек по крупице собирает свою жизнь. Он руководствуется в конкретный момент времени, возможно, самыми лучшими побуждениями, самыми красивыми идеями, самыми мудрыми доводами, а свершается именно то, что свершается. При ближайшем рассмотрении – с высоты приобретенного опыта – всё произошедшее может казаться человеку случайным, жалким, нелепым. От чего-то он так и не смог освободиться. Чем-то важным  пренебрегал и до сих пор пренебрегает. Прошел мимо какого-то важного артефакта, неотъемлемого спутника счастья.

А что он приобрел?..

Часы на Спасской башне отбивают года, которые мы проживаем. Эти часы незыблемы, как оплот стабильности, заключенный в непроходимые леса, его окружающие.

В чём же эта воображаемая стабильность?

Государство? Власть? Борьба? Непрерывность движения? Вера в лучшее? Сила любви? Бесконечность мироздания?

Основному автору картины Ренате Литвиновой, наверно, захотелось подвести промежуточный итог своей жизни. Попробовать рассказать нам о ней что-то важное, глубинное, сутевое, то, что она сейчас о ней поняла. 

В литвиновской вселенной «Северного ветра» правит бал великий матриархат. Таким видит наш мир автор картины. Вот что говорит об этом сама Рената: «У нас очень женская страна, мужчины — как бы они ни давили — ничего не решают. Здесь правят женщины. Я называю эту территорию Северными полями…».

Необходимо понимать, что картина очень личная для её создателя. Присутствуют все обычные атрибуты творчества Литвиновой: рваное повествование, чересчур личное отношение к пространству в кадре, экзальтированность актерской игры, много эстетства и красоты и в центре сама главная героиня, мифологическая женщина, играющая свою роль в сюрреалистичной сказке.

Действие этой сказки разворачивается в неопределенную эпоху, вне конкретного места, времени и даже вне привычной логики. Но именно личное отношение к повествованию даёт зрителю возможность увидеть отсылки автора к своим и чужим литературным и кино-произведениям, что, конечно, расширяет границы мира, созданного в картине, и дополнительно интригует зрителя.

Но надо понимать, что в таком кино не рады чужакам, и, как наглядно показывает сюжет, не всем им удается выжить. Так что, если не боитесь оказаться чужими на празднике жизни «Северного ветра», то вам сюда.

Можно с уверенностью сказать, что фильм интересен, его особенно хорошо смотреть, держа в уме задумку картины, смакуя его эстетику, наслаждаясь искренностью создателей.

Но, к сожалению, по моему ощущению, в фильме нет той самой точки, после которой можно понять, что эта история действительно закончилась, а части фильма, наконец, соединены в единое целое, что все детали его сюжетной мозаики собраны в цельную картину.  Хотя мой муж спорит со мной, говоря, что целостность в современном искусстве не является главным, но мне, по старинке, требуется это ощущение для понимания любого произведения искусства.

English version

Our country is northern, and the north wind is not very scary for us.

The heroes of the film do not pay too much attention to the cold blizzard, swinging lanterns casting ragged light, fields covered with snow, a deer wandering around the house, and imperceptibly changing life outside the window …

Somewhere in the distance, wars are going on, armies are fighting, enemies are changing, the state system, the state of the family business … and the family clan continues on its way.

Our northern country is shaking, it ceases to be excessively rich, abundant, wide, apparently, some kind of brick is removed from its foundation and destruction begins, gradual, exhausting. The plane rusts, the factory closes, money rot, the house decays, generations grow old.

What is this brick?

According to the filmmakers, love that can be expected endlessly, never losing hope. The additional thirteenth hour in the night given to the characters of the picture, in which a person is stronger than all circumstances, although he does not yet bring happiness and love to the heroes, does not deprive them of foreboding.

Recently, we have been lucky to see films in which everyone can see their own.

In this sense, the «North Wind» is no exception.

“Life is a dream,” the creators of the picture tell us. Moreover, a dream, some of the episodes of which a person can still remember, but all the events and reasons that led to them, are not able to recover.

A man collects his life bit by bit. He is guided at a particular moment in time, perhaps by the best intentions, the most beautiful ideas, the wisest reasons, and exactly what is happening is happening. Upon closer examination, from the height of the existing experience, everything that happened may seem to a person random, pitiful, and absurd. From something he could not get rid of. Something important he neglected and still neglects. Passed by some important artifact, an integral companion of happiness.

And what did he get? ..

The clock on the Spasskaya Tower beats off the years that we live. This watch is unshakable, like a bulwark of stability, enclosed in the impenetrable forests that surround it.

What is this imaginary stability?

State? Power? Wrestling? Continuity of movement? Belief in the best? Power of love? Infinity of the universe?

The main author of the painting, Renata Litvinova, probably wanted to sum up an intermediate result of his life. Try to tell us something important, deep, essential about her, something that she has now understood about her.

In the universe of the «North Wind» Litvinova is ruled by a great matriarchy. This is how the author of the film sees our world. Here is what Renata herself says about this: “We have a very feminine country, men — no matter how hard they press — do not decide anything. Women rule here. I call this area the Northern Fields …”.

It must be understood that the painting is very personal to its creator. All the usual attributes of Litvinova’s work are present: a ragged narration, an overly personal attitude to the space in the frame, exaltation of the acting, a lot of aesthetics and beauty, and in the center is the main character herself, a mythological woman playing her role in a surreal fairy tale.

The action of this tale unfolds in an indefinite epoch, outside a specific place, time, and even outside the usual logic. But it is precisely the personal attitude to the narrative that gives the viewer the opportunity to see the author’s references to his own and other people’s literary and film works, which, of course, expands the boundaries of the world created in the picture and additionally intrigues the viewer.

But one must understand that in such a movie, strangers are not welcome, and, as the plot clearly shows, not all of them manage to survive. So, if you are not afraid to be strangers at the celebration of the life of the «North Wind», then you are here.

It’s safe to say that the film is interesting, it is especially good to watch it with the idea of ​​the picture in mind, savoring its aesthetics.

But, unfortunately, in my opinion, the film does not have that very point after which it can be understood that this story really ended, and the parts of the film are finally brought together into a single whole, that all the details of its plot mosaic come together into a coherent picture. Although my husband argues with me, saying that integrity is not the main thing in contemporary art, I, in the old fashioned way, need this feeling to understand any work of art.

28 thoughts on “Северный ветер/ North wind

Add yours

    1. Не знаю. Там куча субтитров и благодарностей всем подряд. Можно предположить, что из какого-то московского ( если там есть такой автомобиль), потому что там много благодарностей москвичам всяким, включая Собянина, а может — с какой-то нашей или иностранной киностудии — фильм-то совместный.

      1. У меня «караул». Не могу ставить посты из-за нового редактора. Где кнопка «создать галерею»? Как войти в старый пост, чтобы его дополнить? Мне удобней в HTML. Из него не могу перейти в другой, из другого — в этот. Не подскажете, есть ли инструкция (на русском)?

      2. Я сходу не нашла. У меня дочка сообразительная. Помогает разбираться во всем.
        Но я на компьютере делаю. В новом редакторе нельзя выбрать сначала режим вставки медиа, а потом вид размещения, как в прошлом. Надо сразу выбирать вид размещения фотографий. Если выбираешь «изображение», то можно только одну фотографию. Надо сразу при вставке выбирать «галерею». Можно поискать по названию.
        Редактировать старый пост можно как и раньше по всплывающей внизу справа надписи «редактировать» в составе меню.
        То, что знаю.

Добавить комментарий для NarineОтменить ответ

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading