Ксения Хауснер. Правдивая ложь_Обзор/ Xenia Hausner. True Lies_Overview

English version below

Тема взглядов «типичной» европейки с весьма жесткими понятиями о свободе и толерантности преследует меня.

Посмотрев довольно посредственную российскую комедию «Норвег», я опять вспомнила о воительнице за подобающее место женщины в современном обществе – австрийской художнице Ксении Хауснер, на выставке которой мы побывали в начале января.

Ксения Хауснер. Сентиментальное путешествие 1. 2018/ Xenia Hausner. Sentimental Journey 1. 2018
Ксения Хауснер. Pensee Sauvage (Дикий разум). 2011/ Xenia Hausner. Pensee Sauvage (The Sauvage Mind). 2011

«Pensee Sauvage», или «дикий разум», – понятие, которое ввел французский антрополог Клод Леви-Стросс. Но с каким диким разумом мы сталкиваемся в одноименной картине? Что на уме у человека с ножом, какие дикие мысли проносятся в его или её голове? Что выражает лицо женщины на переднем плане? Обреченность или ледяное спокойствие? Изображена ли пара на скотобойне? Если -да, то будут ли кружки с зубными щетками здесь совсем неуместны? Ксения Хауснер инсценировала загадочный момент, исполненный тревожной неопределенности./ «Pensee Sauvage», or «wild mind», is a concept introduced by the French anthropologist Claude Lévi-Strauss. But what kind of wild mind do we encounter in the picture of the same name? What is on the mind of the person with the knife, what wild thoughts are running through his or her head? What does the face of the woman in the foreground express? Doom or icy calm? Is the couple pictured in a slaughterhouse? If so, would mugs with toothbrushes be out of place here? Xenia Hausner staged a mysterious moment filled with disturbing uncertainty.

О части увиденных нами работ я писала уже в публикации Ксения Хауснер. Правдивая ложь_Избранное.

Наконец-то, я чуть-чуть приблизилась к пониманию – почему эта тема так тревожит меня.

В картине «Норвег» ситуация с противостоянием деликатности душевного тепла и холодности требования равноправия полов доведена до абсурда: взгляды скандинавской женщины на самостоятельность её в обществе выхолощены до предела – остается только голая констатация полной независимости и «равенства» во всех вопросах. Создатели фильма пытаются показать, что в подобном мировоззрении утеряна нежность человеческой души и естественность задуманного природой. А на каком же примере лучше всего показать конфликт трепетности и многогранности внутреннего мира человека и его же разума, очищенного от всяких эмоций? Почему-то, конечно же, на примере, сопоставления норвежской прагматичности и широты русской души…

В этом отношении, можно только порадоваться за Хауснер – ей удалось «очеловечить» свой крепкий мир женских образов, искренне верящих, что за свое место на земле надо целеустремленно бороться, не отдавая «врагу» ни пяди.

Ксения Хауснер. Женское измерение. 2003/ Xenia Hausner. Das Weibliche Mass (Female dimension). 2003

Картина «Женское измерение» – это коллаж. Художница разместила фигуры из более ранних работ на новом фоне, дополнив композицию линейкой (или Т-образным угольником) из картона. Благодаря этому две женщины оказались и связаны, и разделены, и в то же время измерены. Означает ли это, что от них требуется соответствие определенному идеалу? Измеряют ли женщин по стандартам, отличным от тех, которые применяются к мужчинам? Или в этой картине художница рассматривает женщину, как меру всех вещей, как символ давно назревшей смены власти – «измерения мира с женской точки зрения» (по словам самой Ксении Хауснер)./ The painting «Female Dimension» is a collage. The artist placed figures from earlier works on a new background, supplementing the composition with a ruler (or T-shaped square) made of cardboard. Thanks to this, the two women were both connected and separated, and at the same time measured. Does this mean that they are required to conform to a certain ideal? Are women measured to different standards than men? Or in this picture, the artist considers a woman as a measure of all things, as a symbol of a long overdue change of power — «measurement of the world from a female point of view» (in the words of Xenia Hausner herself).

Ксения Хауснер. St. Francis (Школа Святого Франциска). 2014/ Xenia Hausner. St. Francis. 2014

St. Francis – это название католической школы в Гонконге, городе, который является одним из символов современного мультикультурализма. Две девушки – героини картины, азиатского и европейского типа внешности, одеты в школьную форму. На стене позади них кричащий красно-белый логотип Coca-Cola. Буква на загадочном красном предмете, который держит одна из девушек, напоминает о другом всемирно известном бренде. Таким образом делается акцент на теме диалога и столкновения культур, вызванных глобализацией экономики. Мотив сближения противоположностей возникает и в колористическом решении картины, построенном на сочетании комплементарных цветов: антитезой доминирующему красному здесь выступают дополнительный к нему бирюзовый и соседствующие с последним на цветовом круге синий и зеленый. Декоративный характер живописи Хауснер может вызвать в памяти картины Анри Матисса и демонстрирует связь её творчества с исканиями модернистов начала XX века./ St. Francis is the name of a Catholic school in Hong Kong, a city that is one of the symbols of modern multiculturalism. Two girls — the heroines of the picture, of Asian and European type of appearance, are dressed in school uniforms. On the wall behind them is a flashy red and white Coca-Cola logo. The letter on the mysterious red object held by one of the girls is reminiscent of another world famous brand. Thus, emphasis is placed on the theme of dialogue and the clash of cultures caused by the globalization of the economy. The motif of the rapprochement of opposites also arises in the coloristic solution of the picture, built on a combination of complementary colors: the antithesis of the dominant red here is turquoise, which is additional to it, and blue and green adjacent to the latter on the color wheel. The decorative nature of Hausner’s painting can evoke the paintings of Henri Matisse and demonstrates the connection of her work with the search for modernists of the early 20th century.

Ксения Хауснер. Waterproof (Водостойкие). 2020/ Xenia Hausner. Waterproof. 2020

Истории, созданные в работах художницы, не всегда поддаются расшифровке. Сюжеты её картин остаются загадочными и раздражающими, как выхваченные кадры из фильма с неизвестными началом и концом… Именно это позволяет нам наполнить полотна Хауснер собственным содержанием, впитывая поток хлещущих на нас эмоций. Героини её картин могут быть растерянными, удивленными, расстроенными, уверенными, строгими, обаятельными, давая нам шанс понять причины их стремления к независимости, к лучшей жизни, к свету, к самореализации, к ощущению себя полноценными членами социума. Что-то внутри нас откликается на их призыв.

Отдельного внимания заслуживает яркость колорита, на которую решается мало кто из наших современников. Такой работой с пятном и цветом могли бы похвастаться разве что авангардисты, работы которых начала прошлого века мы как раз посмотрели здесь же, в музее, на выставке «Итальянский футуризм. Из коллекции Джанни Маттиоли». Мощная цветовая палитра помогает дополнительно «оживить» иной раз чрезмерно горящую беспощадность взглядов и целеустремленность поз героинь на картинах Хауснер. Но кажущаяся несколько излишней горячность художницы не мешает нам почувствовать, что её работы сосредоточены, в основном, на таинственном мире человеческих отношений со всеми их неизвестностями, разобщенностью, рисками, а также с тонкими нюансами и оттенками, считываемыми в позах персонажей, их взглядах, композиции полотен.

Ксения Хауснер является членом организации «Женщины без границ», которая стремится содействовать общению между женщинами в Европе и арабском мире.

Ксения Хауснер. Exiles 3 (Изгнанники 3). 2017/ Xenia Hausner. Exiles 3. 2017

«Я не отслеживаю происходящее ежедневно, но всё улавливаю, как сейсмограф, и отражаю моё время. Не зацикливаюсь на вечерних новостях, но очень хорошо осведомлена о том, что происходит сегодня в мире», – Ксения Хауснер.

Ксения Хауснер. Exiles 1 (Изгнанники 1). 2017/ Xenia Hausner. Exiles 1. 2017
Ксения Хауснер. Плавание. 2018/ Xenia Hausner. Floating. 2018

Начавшийся в 2015 году миграционный кризис нашел отражение в творчестве художницы в цикле Изгнанники. Однако Хауснер далека от документальности: происходящее на картинах не связано с каким-либо конкретным событием, а персонажи лишь отдаленно похожи на настоящих беженцев из Сирии или Ирака. В образах людей, теснящихся возле узкого окна купе все те, кто борется или отчаявшихся людей. Это вечные странники, убегающие от мира и от самих себя.

Искусство Хауснер обращено к сегодняшнему дню: это и современные типажи, и актуальная общественно значимая повестка. Не раз ловила в себе ощущение, что драматичные, красочные и эмоционально заряженные работы художницы не оставляют равнодушными и показывают нам, что возможности такой фрескоподобной живописи сегодня еще далеко не исчерпаны.

Ксения Хауснер. Кен Парк. 2016/ Xenia Hausner. Ken Park. 2016

Название работы «Кен Парк» отсылает к одноименному фильму 2002 года, драме о взрослении подростков в маленьком городке в Калифорнии. Хауснер изобразила здесь, по-видимому, студентов колледжа, собравшихся вместе поболтать и послушать музыку. Тем не менее, название картины намекает нам на то, что их ожидает больше трудностей, чем могло бы показаться./ The title of the work «Ken Park» is a reference to the 2002 film of the same name, a drama about teenagers growing up in a small town in California. Hausner depicted what appears to be college students gathered together to chat and listen to music. However, the title of the picture hints to us that more difficulties await them than it might seem.

Расширению ассоциативного ряда зрителя служит, в частности, использование художницей для наименования работ названий популярных (хотя не обязательно) фильмов и книг, что может предоставить знающему человеку дополнительную пищу для ума. Однако не стоит искать прямой связи между сюжетом или персонажами этих произведений и происходящим в работах художницы: при выборе названий она руководствуется методом свободных ассоциаций и призывает видеть в них прежде всего поэтические метафоры.

Ксения Хауснер. Ребенок Розмари. 2002/ Xenia Hausner. Rosemary’s baby. 2002

Баскетбольный мяч плавает в прозрачном баке с жидкостью, как младенец в околоплодных водах, за баком две фигуры, мужчина и женщина, оба в халатах, их лица закрыты белыми масками с застывшим на них выражением удивления. Название картины «Ребенок Розмари» отсылает к одноименному триллеру Романа Полански 1968 года, в котором женщина по имени Розмари рожает ребенка, якобы зачатого от сатаны. Ксения Хауснер превратила сцену появления ребенка в трагикомическое событие, представив отпрыска в виде обычного мяча. Баскетбольный мяч в контейнере также напрямую отсылает к серии Equilibrium (Равновесие) Джеффа Кунса, который добивался идеального «парения» баскетбольных мячей в стеклянных емкостях с водой и, между прочим, проводил параллель между мячом в воде в состоянии равновесия и плодом в утробе матери – выражениями чистого потенциала./ A basketball floats in a transparent tank of liquid like a baby in amniotic fluid, behind the tank are two figures, a man and a woman, both in bathrobes, their faces covered with white masks with an expression of surprise frozen on them. The title of the painting, Rosemary’s Baby, refers to Roman Polanski’s 1968 thriller of the same name, in which a woman named Rosemary gives birth to a child allegedly conceived by Satan. Xenia Hausner turned the scene of the birth of a child into a tragicomic event, presenting the offspring in the form of an ordinary ball. The basketball in the container is also a direct reference to the Equilibrium series by Jeff Koons, who achieved perfect «floating» of basketballs in glass containers of water and, incidentally, drew a parallel between the ball in the water in a state of equilibrium and the fetus in the womb — expressions pure potential.

Ксения Хауснер. Old school boys (Ребята старой школы). 2005/ Xenia Hausner. Old school boys. 2005
Ксения Хауснер. Аборигены. 1999/2001/ Xenia Hausner. Aborigines. 1999/2001

Выразительная сила картин Ксении Хауснер во многом связана с неоднозначностью их сюжетов, со множественностью возможных интерпретаций и ассоциативных рядов. Имеют ли значение детали? Должен ли что-то сообщить зрителю пакет из-под коробки венского кофе марки «Julius Meinl», который держат на коленях герои картины? Намек ли это на то, что перед нами коренные венцы? Обнявшиеся и укрытые ярко-желтым пледом, они выглядят как люди, спасшиеся после кораблекрушения, – мотив, который еще раз возникает в картине Хауснер «Водостойкие»./ The expressive power of Xenia Hausner’s paintings is largely associated with the ambiguity of their subjects, with the multiplicity of possible interpretations and associative series. Do details matter? Should the package from under the box of Viennese coffee brand «Julius Meinl», which the characters of the picture hold on their knees, have to tell the viewer something? Is this a hint that we are facing native Viennese residents? Embraced and covered in a bright yellow blanket, they look like shipwrecked survivors, a motif that reappears in Hausner’s «Waterproof».

Многие из композиций Хауснер, очевидно, созданы под большим влиянием протестных движений и прочих социальных столкновений.

Ксения Хауснер. Cage People (Люди в клетке). 2014/ Xenia Hausner. Cage People. 2014

В картине «Люди в клетке» Ксения Хауснер обращается к характерному для Гонконга явлению: малоимущие жители вынуждены арендовать крохотные каморки, которые называются «клетками» или «гробами». Вследствие имущественного неравенства и кризиса жилищной сферы в одном из самых богатых городов мира в таких условиях живут десятки тысяч человек. Для создания этой работы художница реконструировала в своей студии комнату-ящик, которая стала жилищем её героинь. Ксении пришлось забраться на высокую платформу, чтобы с нужного ракурса сфотографировать сцену для будущей картины. Элементы интерьера, например, красный складной стул или платиновые часы были привезены Хауснер из путешествий по Азии./ In Caged People, Xenia Hausner refers to a phenomenon characteristic of Hong Kong: poor residents are forced to rent tiny closets called «cages» or «coffins». tens of thousands of people live in such conditions in one of the richest cities in the world due to wealth inequality and a housing crisis. To create this work, the artist reconstructed a box-room in her studio, which became the home of her heroines. Xenia had to climb onto a high platform in order to photograph the scene from the right angle for the future picture. Interior elements, such as a red folding chair or a platinum clock, were brought by Hausner from travels in Asia.

Как сжимается сердце от спокойного внимательного взгляда девушки, смотрящей на нас из замкнутого пространства «клетки», в которой она обитает!

Ксения Хауснер. Viribus Unitis (Общими усилиями). 2020/ Xenia Hausner. Viribus Unitis. 2020

Женщины на полотнах Ксении Хауснер, характерно объемные, выразительные, сильные, являются представителями общезначимых событий, носителями прогрессивных идей и проводниками экзистенциальных вопросов нашего мира.

Доминирование женщин на картинах Ксении Хауснер в каком-то смысле входит в противоречие с такими качествами её живописной манеры, которые традиционно воспринимались как мужские: это и тяготение к крупному масштабу, и динамичная композиция, и экспрессивная цветовая палитра. Однако на содержательном уровне работы художницы далеки от всякой прямолинейности и патетики. Её «женский мир» отличают нюансированные эмоциональные состояния: так в картине «Неподчинение» решимость героинь граничит с отчаянием, а их агрессивные жесты кажутся скорее вынужденной защитной мерой.

Ксения Хауснер. Неподчинение. 2019/ Xenia Hausner. Insubordination. 2019

Так все-таки то, что мы видим на картинах Ксении Хауснер, это правдивая ложь или лживая правда?

Как вы думаете?

English version

The theme of the views of a “typical” European woman with very rigid concepts of freedom and tolerance haunts me.

After watching the rather mediocre Russian comedy Norwegian, I again remembered the Austrian artist Xenia Hausner, the warrior for the rightful place of a woman in modern society, whose exhibition we visited in early January.

I already wrote about some of the works we saw in the publication of Xenia Hausner. True Lies_Favorites.

Finally, I am a little closer to understanding why this topic is so disturbing to me.

In the picture “Norweg”, the situation with the confrontation between the delicacy of spiritual warmth and the coldness of the demand for gender equality is brought to the point of absurdity: the Scandinavian woman’s views on her independence in society are emasculated to the limit – there remains only a naked statement of complete independence and “equality” in all matters. The filmmakers are trying to show that in such a worldview the tenderness of the human soul and the naturalness of what nature has conceived are lost. And what is the best example to show the conflict between the trepidation and versatility of the inner world of a person and his own mind, cleansed of all emotions? For some reason, of course, using the example of a comparison of Norwegian pragmatism and the breadth of the Russian soul …

In this regard, one can only be glad for Hausner — she managed to «humanize» her strong world of female images, sincerely believing that one must purposefully fight for one’s place on earth, without giving an inch to the «enemy».

The stories created in the works of the artist are not always decipherable. The plots of her paintings remain mysterious and annoying, like snatched frames from a film with an unknown beginning and end … This is what allows us to fill Hausner’s canvases with our own content, absorbing the flow of emotions whipping at us. The heroines of her paintings can be confused, surprised, frustrated, confident, strict, charming, giving us a chance to understand the reasons for their desire for independence, for a better life, for light, for self-realization, for feeling like full-fledged members of society. Something within us responds to their call.

The brightness of color deserves special attention, which few of our contemporaries decide on. Only the avant-garde artists, whose works of the beginning of the last century we just looked at here, in the museum, at the exhibition “Italian Futurism. From the collection of Gianni Mattioli». A powerful color palette helps to additionally «revive» the sometimes overly burning ruthlessness of the views and purposefulness of the poses of the heroines in Hausner’s paintings. But the artist’s seeming somewhat excessive vehemence does not prevent us from feeling that her works are mainly focused on the mysterious world of human relations with all their unknowns, disunity, risks, as well as subtle nuances and shades read in the characters’ poses, their views, composition. canvases.

Xenia Hausner is a member of Women Without Borders, which aims to promote communication between women in Europe and the Arab world.

“I don’t track what is happening daily, but I capture everything like a seismograph and reflect my time. I don’t dwell on the evening news, but I am very well aware of what is happening in the world today,” — Xenia Hausner.

The migration crisis that began in 2015 is reflected in the artist’s work in the Exiles cycle. However, Hausner is far from documentary: what is happening in the paintings is not connected with any specific event, and the characters are only remotely similar to real refugees from Syria or Iraq. In the images of people crowding near the narrow window of the compartment, all those who are struggling or desperate people. These are eternal wanderers, running away from the world and from themselves.

Hausner’s art is addressed to the present day: it is both modern types and a current socially significant agenda. More than once I caught in myself the feeling that the artist’s dramatic, colorful and emotionally charged works do not leave indifferent and show us that the possibilities of such fresco-like painting today are far from being exhausted.

The expansion of the associative range of the viewer is, in particular, the use by the artist to name the works of the names of popular (though not necessarily) films and books, which can provide a knowledgeable person with additional food for thought. However, one should not look for a direct connection between the plot or characters of these works and what is happening in the works of the artist: when choosing titles, she is guided by the method of free associations and calls to see them primarily as poetic metaphors.

Many of Hausner’s compositions are obviously heavily influenced by protest movements and other social upheavals.

How the heart shrinks from the calm, attentive gaze of the girl looking at us from the closed space of the “cell” in which she lives!

Women on her canvases, characteristically voluminous, expressive, strong, are representatives of generally significant events, carriers of progressive ideas and conductors of existential issues of our world.

The dominance of women in Xenia Hausner’s paintings, in a sense, is in conflict with such qualities of her pictorial manner, which are traditionally perceived as masculine: this is an attraction to a large scale, and a dynamic composition, and an expressive color palette. However, at the content level, the artist’s works are far from any straightforwardness and pathos. Her «women’s world» is distinguished by nuanced emotional states: so in the painting «Insubordination» the heroines’ determination borders on despair, and their aggressive gestures seem more like a forced defensive measure.

So after all, what we see in the paintings of Xenia Hausner, is it a true lie or a false truth?

How do you think?

12 thoughts on “Ксения Хауснер. Правдивая ложь_Обзор/ Xenia Hausner. True Lies_Overview

Add yours

  1. Wonderful painting. Beautiful women are true lie. Lovely painting art for women. Beautiful story for art. I like.

    1. I’m glad you liked it and found it interesting.
      expressive pictures and aching sensations.
      It’s good that there are such artists.👍🌞😊

      1. Really expensive picture. Best artist. I like.♥️👌

      2. This artist inspires me too. sometimes you want the most sincere and open, understandable and clear 💖🎈💐

      3. Thank you so much 🌷 Iam so glad to u♥️😍💘

      4. we have a holiday today. Defender of the Fatherland Day. we congratulate our men. We cook deliciously, we wish them health and strength.🎁🎉🥳

      5. Do you have such a holiday when you congratulate men for their courage?

    1. первый раз увидела и дух захватило. А некоторые сейчас становятся особенно актуальными.

Добавить комментарий для Victoria AverbukhОтменить ответ

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading